Главный принцип правильного выполнения любой асаны

Строение скелета определяет, как мы можем управлять своим телом в
пространстве. 

Для меня моя практика йоги распадается на до и после просмотра
фильма «Анатомия йоги» профессора Калифорнийского института науки о
человеке и преподавателя инь-йоги Пола Грилли, сторонника
анатомического подхода к работе с телом и выстраиванию
асан. 

На примере своих студентов Грилли наглядно продемонстрировал, что
мы все разные. Прежде я много раз слышала и принимала эту простую
истину как факт, но никогда, как оказалось, не задумывалась
всерьез, что именно значит «разные». 

Разные мы не из-за цвета кожи и глаз, природной гибкости или ее
недостатка, конституции, предрасположенности к полноте или худобе.
Одни могут сидеть на корточках часами, не испытывая дискомфорта, у
других – пятки никак не дотягиваются до пола; для кого-то завести
локоть за голову просто, для кого-то – сущая пытка. Хотя у
большинства из нас две руки и две ноги, одна голова, шея, при
видимом анатомическом сходстве мы все же разные. Строение скелета,
о котором мы часто забываем, пока не оказываемся на занятии йогой
или в травмпункте, определяет, как мы можем управлять своим телом в
пространстве. 
Как на картинке 

Мы привыкаем видеть асаны на фотографиях или в исполнении
преподавателей и стараемся изо всех сил, чтобы было, как у них или
как на картинке, забывая о том, зачем мы занимаемся йогой. Только
представьте, что, приходя в лес, мы берем с собой вырезанную из
журнала фотографию раскидистого дуба и начинаем оценивать красоту
деревьев вокруг, сравнивая их с выбранным нами «эталоном». Смешно,
но в жизни мы довольно часто так поступаем, особенно когда дело
касается нашего тела и внешности. «Правильность» в йоге
определяется не тем, как поза выглядит со стороны, а тем, как она
ощущается изнутри, выстроена ли она с учетом индивидуальных
особенностей и работает ли нам на пользу. Каждая асана – это не
конечный пункт назначения, а отражение того, как мы сложены
физически и где мы находимся сейчас в работе со своим
телом. 

По словам Пола Грилли, при регулярных занятиях йогой мышцы
растягиваются за пару месяцев, затем начинается работа с
сухожилиями, что может занять от полугода до нескольких лет. Но
порой «препятствием» на пути к освоению той или иной асаны
становится форма и строение костей и суставов. Однако стоит
воспринимать это не как ограничение, а как уникальную природную
особенность. Это дает стимул к тому, чтобы, оказавшись на коврике,
перестать смотреть по сторонам в поисках правильного примера и
начать «прислушиваться» к ощущениям в теле, словно вы настраиваете
расстроенный за долгие годы неправильной игры музыкальный
инструмент. 
Йога 24/7 

Вместо того, чтобы бороться, лучше примириться со своим телом и
следить за регулярностью своей практики. При этом «регулярность» –
это не просто занятия в студии несколько раз в неделю и даже не
ежедневная самостоятельная практика. Регулярная йога – это
правильное положение тела 24/7, когда вы непринужденно сидите с
ровной спиной и отведенными назад плечами за рабочим или обеденным
столом и ходите, равномерно распределяя вес в обеих ногах. «У
гравитации нет выходных, это молчаливый убийца, который тянет нас к
земле», – вспоминаю я слова преподавателя йоги в Индии каждый раз,
когда вдруг замечаю, что прислонилась к двери вагона метро или
ссутулилась перед экраном компьютера. 

Если кажется, что сидеть на полу с раскинутыми в стороны ногами –
неестественное положение тела и что стоять, завернув плечи вперед,
ввалив грудную клетку, скруглив спину и выпятив живот, намного
«удобнее», посмотрите на детей. Они могут часами играть, сидя на
полу с прямой спиной, и, по-видимому, без малейших усилий. Только
повзрослев, мы «учимся» неправильно сидеть, неправильно ходить и
ловко убеждаем себя в том, что «легче» значит «удобнее». 

Наш скелет – уникальная, продуманная до мелочей конструкция,
достаточно прочная, чтобы удержать нас в вертикальном положении без
помощи мышц. При неправильном положении позвоночника для того,
чтобы просто стоять, мы задействуем мышцы, которые, помимо своих
основных функций, вынуждены также противостоять земному притяжению,
удерживая нас в вертикальном положении. Отсюда – усталость и боль в
спине, шее. К сожалению, боль – это чуть ли не единственный язык
тела, к которому мы, как правило, хоть немного прислушиваемся и
понимаем без переводчика: болит значит что-то не так. 

Наше тело говорит нам, что пора расправить плечи и грудную клетку,
подтянуть живот, перестать смотреть в пол и заново привыкать к
анатомически правильному выстраиванию тела. 
Опытным путем 

Пока мы не научились чувствовать свое тело, нам нужен кто-то, кто
подскажет, какие мышцы должны включиться в работу, а какие –
расслабиться, и какие ощущения мы можем наблюдать в теле. Учитель
знает, что мы просто разучились «быть в теле», и только дает
подсказки и подталкивает нас в правильном направлении. Он как тот
самый человек, который говорит, что карандаш у нас за ухом, пока мы
нервно оглядываемся по сторонам и судорожно похлопываем себя по
карманам. 

Не стоит слепо верить даже словам всеми признанных авторитетов.
Лучше взять сказанное на заметку и проверить опытным путем. Как в
жизни нельзя научиться на чужих ошибках, так и в йоге можно
доверять только собственным наблюдениям и ощущениям и делать выводы
из собственной практики.

Источник