Лечь в Шавасану не значит уснуть или отключиться.
Шавасана, поза Мертвеца, — венец практики йоги. В ней мы получаем
наиболее яркий опыт полноценного существования, пополняем
энергоресурсы, устанавливаем глубокую связь с самими собой и
осознаем наконец неисчерпаемость своих возможностей.
Однажды в конце занятия по йоге, когда я убирал пропсы, ко мне
неожиданно подошел преподаватель и, улыбаясь, сообщил, что Шавасана
у меня стала получаться гораздо лучше. Я чуть было не уронил на
ногу кирпич. Лучше? Шавасана? То есть моя способность имитировать
труп улучшилась? «Раньше ты был более суетливым», — сказал он. «У
меня стало лучше получаться лежать на полу?» — уточнил я.
Преподаватель вздохнул и посмотрел на меня с укором.
Философский подход
Шавасана — это больше чем просто сон на полу. После правильной
последовательности упражнений вы должны ощущать себя одновременно
расслабленными и полными сил, а ум должен быть спокойным и
сфокусированным. Если оставаться внимательными и не позволять уму
блуждать, то от практики позы Мертвеца вы получите колоссальную
пользу. Шавасана может привести вас к удивительному переживанию
того, что учителя называют состоянием присутствия. Это качество
осознанности, которое не зависит от внешних обстоятельств вроде
вашей фигуры, вашей личности или вашей деятельности. Оно просто
есть — это та часть вас, которая присутствует, даже когда тело и ум
временно «умерли» для дел и удовольствий повседневной жизни. В
тихой неподвижности Шавасаны у вашего тела и ума есть возможность
синтезировать все действия, инструкции и ощущения, которые вы
получили во время занятия. Это дает возможность интегрировать
полученный опыт, чтобы вы могли привнести спокойную осознанность в
любую жизненную ситуацию. Многие учителя считают Шавасану самой
важной позой, так как ее смиренное выполнение может привести к
истинной цели йоги — осознанию того, что вы являетесь частью
чего-то, что больше вашего индивидуального «я».
Благотворный эффект Шавасаны включает в себя уменьшение мышечного
напряжения во всем теле. Расслабляясь, вы отпускаете чувство
тревоги. Тело, ум и дух вновь интегрируются, и тогда возникают
приятные ментальные состояния. Это замечательный способ спокойно и
расслабленно завершить практику.
Три элемента
Аадил Палхивала, основатель центров Пурна-йоги в штате Вашингтон,
вспоминает, что в конце 1960-х его мать, адвокат из Бомбея,
обратилась к Б. К. С. Айенгару с просьбой найти эффективную
программу йоги, которая не занимала бы много времени. «Она сказала
Айенгару: «У меня нет времени делать весь комплекс упражнений.
Какие самые важные позы?» Айенгар ей ответил: «Две минуты Стойка на
голове, пять минут Стойка на плечах и Шавасана как можно дольше».
Палхивала поспешил добавить, что это не было универсальным советом
Айенгара для оптимальной ежедневной практики среднестатистического
садхаки. Этот укороченный комплекс из трех асан он рекомендовал
конкретно его матери, чтобы она его практиковала «только когда была
очень занята. По выходным она занималась два часа». И вместе с тем
тот факт, что Айенгар включил в мини-комплекс из трех асан
Шавасану, говорит об архиважности этой позы. Билл Баун, профессор
физиологии клиники при Техасском университете в Хьюстоне,
рассматривает Шавасану как форму осознанной медитации. Он считает
ее весьма ценной практикой и поэтому всячески советует выполнять
позу Мертвеца не только пациентам клиники, но и своим товарищам по
работе — врачам. «Шавасана работает, — говорит Баун. — В перерывах
между работой релаксация позволяет нам отойти от того, что я
называю птичьим гомоном, — от постоянной болтовни, которую мы ведем
с самими собой, или от босса, который накричал на вас час назад,
или от чего-то еще, что происходит в вашей жизни. Затем вы
забираете этот «внимательный покой» с собой». «Поэтому важно, чтобы
в конце практики преподаватель вернул вас в реальность, — считает
Баун. — Тогда вы сможете жить, зарядившись энергией». И эффективнее
справляться со стрессом.
Не спать
Очевидно, что ученики часто недооценивают позу Мертвеца. «Многие
пытаются потихоньку уйти, как только начинается Шавасана, —
возмущается Джон Френд, основатель Анусара-йоги. — Они чувствуют
себя уязвимыми, если неподвижно лежат пять или десять минут».
Другие студенты воспринимают Шавасану как сиесту.
Лечь в Шавасану не значит уснуть или отключиться. Эта на первый
взгляд простая поза может привести, по словам Френда, к
«переживанию наивысшей свободы». В лучшем случае Шавасана
предоставляет возможность свободы, которая наступает, когда вы
отпускаете путы, связывающие с внешним миром. В этот момент вы
освобождаете себя для переживания «Я» за пределами ограничений
вашей личной истории радостей и страданий. В Шавасане, цитируя
Френда, «дух становится сутью нашего бытия. Здесь он не пленен
физической сферой и не цепляется за нее».
Полный покой
В своей книге «Глубинное измерение йоги» знаменитый историк йоги
Георг Ферштайн отмечает, что Шавасана описана еще в
«Хатха-йога-прадипике» — основополагающем труде по йоге XIV века. И
в этом трактате сказано, что «Шавасана предотвращает усталость и
помогает достичь ментального покоя». По словам Ферштайна, поза
Мертвеца «сочетает внутреннюю тишину с высоким уровнем энергии,
таким образом символизируя суть йоги».
Название этой позы — одна из причин, по которой ее неверно
понимают. «Труп — неудачная ассоциация, — смеется Ферштайн. — Для
современных людей это слово означает мертвое тело. А просвещенные
йоги древности трактуют и понимают Шавасану иначе. С их точки
зрения, «труп» физически инертен, но очень наблюдателен».
«Безмятежная осознанность — вот как можно назвать состояние,
которого Шавасана помогает достичь», — полагает Джон Френд.
Невзирая на всю пользу Шавасаны для тела и ума, очень многие
практикующие все еще рассматривают ее как нечто второстепенное.
«Представьте себе, что у вас в руках сувенир в виде стеклянного
шара с «падающим снегом» внутри. Вы ставите его на стол. И через
какое-то время весь снег вновь оседает на дома и деревья».
Шавасана, по словам Френда, играет эту же роль в йоге. «Во время
практики все активизируется, и потом нужно это успокоить».
В некоторых современных школах йоги к этой позе подходят очень
серьезно. Адепты Шивананда-йоги начинают с Шавасаны 90-минутное
занятие. Это необходимо для того, чтобы расслабить тело и
подготовить ум к предстоящей работе. Они также чередуют ею асаны
(что позволяет дыханию циркулировать свободно и одновременно
оживляет нервную систему и защищает ее от чрезмерной стимуляции), а
затем опять дают в конце практики, чтобы привести учеников в
состояние баланса.
Идем глубже
Френд рассматривает позу Мертвеца как очень глубокий опыт. «Это
время, когда вы можете позволить своему телу расслабиться. Нет
никакого напряжения, и можно начинать заниматься настоящей йогой».
А это не что иное как «акт соединения» между «вашим «я» с маленькой
буквы, то есть эго, и вашим «Я» с большой буквы, то есть Духом». В
этой позе вы отпускаете одержимость вашего ума повседневной жизнью,
поэтому «Шавасана способствует установлению такой связи».
Конечно, просто принять позу Мертвеца недостаточно для установления
связи между «я» с маленькой буквы и «Я» с большой буквы. Однако
йога обещает, что, если жить с намерением наблюдать за собой как
можно более честно, союз «я» и «Я» может действительно состояться.
Шавасана создает пространство и для этого тихого задумчивого
исследования, и для этого союза.
Правила умирания
Лягте на спину и примите как можно более нейтральное положение. В
Шавасане ваш мозг воспринимает нецентрированность как помеху, так
что чем больше вы сбалансируетесь, тем лучше ваш мозг успокоится.
Когда это произойдет, то, что вы обычно воспринимаете как границы
своего тела, смягчится и растворится. Вы будете ощущать себя вполне
расслабленными. У вас появится больше личного пространства, которое
не будет зависеть от других людей.
При этом коврика будет вполне достаточно.
Положите руки вдоль тела под углом в 45° по отношению к туловищу.
Равномерно разверните ладони к потолку — каждая из них должна
лежать на фаланге среднего пальца. Мысленно проведите линию через
центр вашего туловища. Не уводите ноги в стороны, пятки должны быть
на расстоянии 5 см друг от друга. Расположите голову так, чтобы
глаза были направлены строго в потолок. Голова не повернута и не
наклонена. Так вам лучше удастся привести тело в нейтральное
положение, а это значит, что мозгу удастся лучше расслабиться.
Приняв нейтральное положение, убедитесь в том, что язык спокойно
лежит во рту. У языка также есть средняя линия, так что равномерно
распределите его по обеим сторонам от нее. Пусть глаза провалятся в
глазницы. Расслабьте нос и слуховой канал — вы должны слушать свое
дыхание из глубины затылка. И наконец, расслабьте кожу переносицы.
Когда вы почувствуете, что укоренились в своем центре и что ваши
органы восприятия расслабились, визуализируйте внутри черепа мозг.
Представьте, что он сжимается, становится все меньше и меньше,
отдаляется от внутренней стенки черепа. А затем представьте, что
мозг расслабляется, стремясь к затылку. Пусть глаза будут как можно
более расслабленными, покоясь в задней части глазниц. Дышите без
всяких усилий. Почувствуйте, как на вдохе мозг отходит от лба и
расслабляется к затылку. На выдохе плавно отпускайте дыхание. В
течение следующих нескольких минут важно оставаться как можно более
неподвижным и присутствующим. Позвольте мышцам сползти к задней
части тела. Пусть ягодичные мышцы стекают к задним частям бедер, а
икроножные — к пяткам. Почувствуйте связь с полом и продолжайте
осознавать свое дыхание и те звуки, которые доносятся из зала, —
они помогут вам оставаться в настоящем моменте на протяжении всей
позы.
Как рассчитать, сколько минут нужно оставаться в Шавасане? Заранее
планируйте время пребывания. Оставайтесь в позе Мертвеца не менее
десяти минут, если вы занимались час, и пяти минут, если практика
длилась полчаса.
Восемь секретов Шавасаны
Успех Шавасаны начинается не с инструкций, а с правильного
расположения тела в пространстве. Найдите тихое, спокойное место, в
которое не попадают прямые лучи солнца. Вам должно быть
комфортно.
1. Для начала приготовьте все необходимые материалы для выполнения
Шавасаны. Если вы практикуете в холодное время года, используйте
три одеяла – одно под спину, другое под голову, а третье возьмите
для того, чтобы укрыться. Не включайте музыку или запись со звуками
природы – это создаст лишний шум. И без того звуки улицы,
передвижение соседей по квартире, журчание воды в батареях – все
эти звуки обострятся и навалятся на вас. Задача Шавасаны – не
только максимальное расслабление, но и максимальное присутствие
здесь и сейчас.
2. Наденьте носки и свитер – Шавасана не является активной
практикой, и разогретое асанами тело может быстро остыть. Если вы
активный эмоциональный человек, скорее всего, вам будет трудно
расслабить мозг и глаза. Поэтому вы можете запастись повязкой для
глаз – это могут быть специально сшитые мягкие тряпичные очки из
магазина йогических товаров или же что-нибудь их заменяющее,
например сложенный вчетверо хлопковый ремень или эластичный
бинт.
3. Постелив одеяла, сядьте в середине коврика. Возьмитесь руками за
его края и выровняйте спину. Растяните позвоночник. Лягте,
расположив позвоночник строго по центральной линии коврика. При
этом затылок должен быть на одной линии с позвоночником. Выпрямите
тело в струну. Натяните ступни на себя, а затем развалите их.
4. Лежа на полу, поместите локти на пол рядом с ребрами.
Оттолкнитесь локтями от пола, выравнивая трапеции. Положите ладони
на затылок и уведите кожу головы от затылочных бугров к макушке –
это поможет вам выровнять положение шеи и головы.
5. Затем расположите руки так, чтобы они лежали по сторонам под
углом 45° к телу. Плечи расслаблены, дыхание течет свободно.
6. Если вы ляжете ровно, это будет означать, что энергия
распределится правильно. Если вы ляжете криво, сместив таз в
сторону или повернув голову, энергия замкнется. Еще раз
просканируйте все тело от кончиков пальцев ног до макушки головы.
Вам комфортно? Значит, можно приступать.
7. Закройте глаза и попытайтесь полностью отойти от своих мыслей.
Если они вас одолевают, смотрите на них как бы со стороны. Первое
время может напрягаться лицо, точка между бровями и верхние веки.
Если вы будете смотреть внутрь себя, дискомфорт исчезнет.
8. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Старайтесь с выдохом отпускать
напряжение из мышц, а на вдохе осознанно впускать энергию
расслабления.