Считается, что вот уже около 5000 лет существует Йога.
И с самого начала люди задавались вопросом: а какие
мантры йоги — самые мощные? Самые действенные? В Ригведе
приводятся десять типов мантра, и почти все из них —
«боевые», в том числе для убийства, для подавления воли,
и чтобы свести человека с ума. Фактически, единственный
мирный тип мантр, не направленный, на то, чтобы увести
жену или корову у соседа, а то превратить его
в зомби — это мантры с «Шанти-кармой»- то есть,
мантры успокаивающего действия. Это уже, понятно,
не на соседа действие мантры направлено,
а на себя. Такие мантры применяются (веками, если
не тысячелетиями!) для того, чтобы «снять стресс», успокоить
бешеный поток мыслей и желаний, и немного прийти
в себя. Из этих мантр самой действенной считается «Ом»
(АУМ). А кроме того, очень эффективны биджа-мантры,
и сочетания разных практик с мантрами.
Сегодня я расскажу несколько «лайфхаков» —
«хитростей»: как читать мантры наиболее эффективно. Чтобы
не «засыпать». Чтобы за обозримый период времени
(а не пол-жизни) добиться успехов. Освобождаться
от дистресса (стресса). Расслаблять ум и тело.
И тренировать своё внимание.
1. Надо чередовать повторение мантры вслух, шёпотом
и про себя (мысленно).
Для начинающих, пропорция будет такой: 60% времени читаем
вслух, громко. 30% шёпотом. И 10% про себя, мысленно.
Затем повторяем цикл.
Для продолжающих: 30% вслух, 30% шёпотом, и 40% про
себя.
Опытные практикующие могут сразу начинать читать про себя,
и только когда замечают, что отвлеклись, переходить
на 1 круг (108, 54, 12 или 9 повторений мантры)
на исполнение шёпотом или вслух. А затем снова включаться
в мысленное повторение, т.к. оно наиболее мощно
по воздействию на ум.
2. Помогает душ (но не холодный, если дорого
здоровье!) душ перед практикой. В прохладную
погоду, рационально принять горячий душ: он снимает мышечные
блоки, и разгоняет кровь, человек может быстро «проснуться»
и сделать утреннюю практику особенно эффективно. Избегайте
ледяного душа и холодных обливаний, они плохо сочетаются
в практикой йоги в российских условиях, насколько мне
известно.
3. Питание должно быть лёгким. Особенно
неблагоприятно наедаться на ночь, и вообще во второй
половине дня — на следующий день рано утром будет очень
сложно соображать, организм будет ещё допереваривать пищу. Это
сравнимо с похмельем. Питание не обязательно должно быть
растительным, но лёгко перевариваемая пища — обязательно.
Надо корректировать диету по состоянию организма. Чтобы
«облегчить» свой рацион, попробуйте 1 раз не есть после
19 часов вечера. Вообще. Только пейте соки, чаи, воду.
Посмотрите, как вам такой вариант. Если утром сильное желание
поесть перед практикой — выпейте немного сладкого чаю, это
сразу пробудит мозг, но при этом не включит желудок,
который не должен вас отвлекать.
Другой тип мантр, которые наравне с «ОМ» можно признать
наиболее действенными, самыми сильными — это биджа-мантры.
Биджа переводится как «семя» или «зёрнышко». Семенные мантры (или
зерновые, хотя на русском языке и тот, и другой
вариант неблагозвучны) — сокращенные словесные формулировки,
сокращения. Например, знаменитая 16-слоговая секретная мантра
с тайным последним слогом — это целая история,
рассказанная одними сокращениями (нет, здесь речь не про «Харе
Кришна» мантру, хотя в ней тоже формально 16 слогов).
Так же, как «Мосгорнаучмашэкспорт». Чем «плотнее» «упакованы»
смыслы в биджа-мантру, тем мощнее её воздействие
на практикующего. Биджа-мантры так мощны, что традиционно
рекомендуется сначала получить разъяснения («инициацию») эксперта
(«Гуру»), прежде чем приступать к работе с ними.
Практики йоги с некоторыми биджа-мантрами могут вызывать
«сильные колебания пространства», нарушить покой дома. Если
вы не ходите ввязаться в «магическую войну»
с тонкими проявлениями разных энергий, лучше без прямой
необходимости избегать «боевых» и очистительных биджа-мантр:
таких, как «ДУМ», «КРИМ», «ХУМ», «ПХАТ» . «ДХУМ». В начале
практики и без руководства эксперта лучше использовать
безопасные для практики «мирные» биджа-мантры. А для очищения
дома лучше прибегнуть к помощи специалиста (батюшки, ламы
и т.п.), самостоятельно лучше этого не делать.
РАМ — мантра для бесстрашия, для набора грубой энергии
(Манипура-чакра).
ШРИМ — для благополучия и вдохновения, мягкая
(пассивная) защита, процветание.
ЛАМ — для устойчивости практики медитации (активизирует
корневую чакру — Муладхару).
ХРИМ — для создания защитного поля практики, для
получения энергии от Солнца, и др. (Анахата-чакра)
Подробнее о биджа-мантрах
и их использовании и второй источник.
Некоторые сочетания биджа-мантр дают особенно мощный результат
(например, «ОМ РАМ»).
За сочетаниями биджа-мантр, правильным произношением
мантр, и ритмикой повторения лучше все-таки обратиться
к экспертам. Например, широко известно и доступно
в интернете исполнение мантры Мастером
по имени Хариш Джохари. Этот талантливый йогин уже ушёл
из жизни, но оставил богатое наследие книг, методов йоги
(игра «Лила», например), и звучания мантр.
Отдельная интересная тема — это сочетание в практике
мантры и янтры, но это уже область прямого передачи
знания (учитель — ученик). Крайне нежелательно практиковать
такие вещи по материалам с сайтов о «чёрной магии»
из интернета. Для целей общей практики Йоги, можно
помедитировать на Шри-янтру (её центр), пропевая
мантру Ом (АУМ), это даёт глубокий медитативный эффект —
ту самую Шанти-карму, с которой мы начали разговор
о мантрах.
Добавлю, что чтение длинных, труднопроизносимых мантр
на не понятном человеку языке — практически,
бесполезно, если не вредно, т.к. лишь повышает беспокойство.
Поэтому не стоит просто брать сборники, где можно найти
«Хануман чалиса», «Шива манас пуджа» и другие сборники
ведической эпохи. Без знания санскрита и правильного
произношение это не более, чем насмешка над славным прошлым
йоги. В противоположность этому, повторение даже
не мантр, а просто вдохновляющих слов на русском
(или другом понятном по смыслу языке) будет иметь действие,
как у настоящей мантры: так, например, можно
повторять много раз слова «покой», «бесконечность», «добро»
и т.п., получая эффект, согласно значению слова.