ЙОГА ДЛЯ «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ»

Нас нередко втягивают в негармоничное общение. Порой люди так
вовлекаются, что и сами становятся агрессорами: «обидели на
копейку, а сдачи дал на рубль». Считается, что кто ответил жёстче —
тот и прав, а кто «за словом в карман лезет» — интеллектуально
слабее. Такие «неандертальские» механизмы, завязанные на
работе нижних чакр, как ни странно, ежедневно срабатывают во многих
офисах и коллективах организаций, занимающихся в принципе
неконфликтной, интеллектуальной деятельностью. Начальники давят на
подчиненных и «мотивируют» любыми методами, подчиненные конфликтуют
за свои места и повышение, компании борятся между собой,
производители навязывают свои товары потребителям и т.п. Конфликты
и даже насилие проявляются и в семье, и в школе, и в общественном
транспорте. Сборщики кредитов используют те же методы, что и орг.
преступность. Да и на уровне государств вспыхивают вооруженные
конфликты… Даже йогам, которые традиционно абстрагируют себя от
таких жестоких игр, сложно не вовлекаться.

А почему, собственно, сложно? Потому, что:

— Мы либо не знаем, либо не практикуем «Яму и Нияму». Иногда
кажется, что эти кодексы правил «устарели», опасны и т.п. Надо
пытаться их практиковать;
— Многие практики йоги повышают чувствительность — пранаямы и др. —
но делать их все равно надо, просто балансировать их
«агрессивными», если вы много контактируете в социуме, в
«кислотной» среде;
— Здоровье ослаблено, нет природной харизмы. Попытки моржевания и
перехода на особые диеты часто делают неверно, и это ещё сильнее
ослабляет энергоструктуры, снижает иммунитет и делает человека
крайне ранимым в социуме;
— Социальные условия (взят тяжелый кредит, дети плохо учатся, жена
пилит и т.п.) не дают набрать уверенности в себе и своих силах;
— Наработаны нерациональные шаблоны, автоматизмы, реакции на
конфликты, которые не дают их разрешить. (Например, привычка всегда
давать задний ход в любом даже мелком конфликте — «ведь я же
воспитанный человек»).
Все эти факторы ослабляют «соц. защиту» человека, его
энергоструктуры, и не дают жить спокойно и привольно, добиться
уважения окружающих и ощутимых успехов в йоге.

Решение — может идти по тем же ключевым пунктам:

— Правила Ямы и Ниямы можно изучать до бесконечности. Глубина этих
энергетических аксиом сложно поддаётся анализу. Очень полезно
иногда перечитывать эти моральные установки, размышлять над ними.
Читать комментарии к ним современных учителей йоги. Как можно
принять эти правила сегодня, «в этой обстановке»?! Ответ каждый
находит сам. Но зачастую именно способность «уступать Вселенной по
мелочам» (не соврать, где вроде выгодно, и т.п.) приводит к
долгосрочным положительным результатам, укреплению всех структур
личности.
— Практики йоги, которые повышают чувствительность к состоянию
других людей, даже при мимолётном (а уж тем более постоянном)
контакте — это в первую очередь пранаямы, большинство мудр и бандх,
медитации. Есть миф, что медитация даёт полную отрешенность от
конфликтов — это не совсем так: на продвинутом уровне — да, но где
этот уровень, и где мы. Поэтому надо балансировать «утончающие»
практики «заземляющими», грубыми.
— Грубые и заземляющие техники йоги — это в первую очередь:
асаны стоя (Триконасана, Вирабхадрасана, Тадасана, Уткатасана и
др),
силовые позы йоги (Куккутасана, Навасана (лодка), Васиштхасана,
Дандасана (планка), Аштавакрасана, стойка на руках и др.),
любые практики, «закачивающие» кор (пресс) и шею, Сурья-намаскар,
Сурья-бхеда пранаяма, Шакти-бандхасаны, различные разминки и
разогревающие техники и упражнения, Мула-бандха и Ашвини-мудра.
— Если на полчаса любых медитаций и пранаям делать по часу асан,
«разбаланса» и тревожности не будет, вы будете «заземлены».

Очень
полезно делать пранаямы и медитации помногу — на самом деле, только
так и достичь успеха в йоге! — но если растёт тревожность,
раздражают и ранят конфликты, снизилась уверенность в себе — надо
БОЛЬШЕ «заземляться» физическими практиками.

Ослабленное здоровье надо укреплять: регулярными физическими
тренировками и спортом (в т.ч. но не только йогой), пребыванием на
свежем воздухе, полноценным здоровым питанием. Укреплению здоровья,
в числе прочих техник, помогают, например, Враджана-пранаяма и
Самавета-пранаяма.

Социальные условия постепенно надо приводить к созвучности с
уровнем нашей практики йоги. Методы зарабатывания денег и люди,
которые входят в сильный диссонанс с нашим текущим состоянием
сознания, обречены уйти из нашей жизни — рано и запланированно
«по-хорошему», либо поздно и вынужденно, «когда припрёт» — уже
«по-плохому» — выбор за нами. Очень важно не забывать смеяться над
собой, не драматизировать житейский фарс, и во всем находить
ступеньки для морально-этического роста. Очень часто нас возвышает
не то, что мы приобретаем и чем пользуемся, а что мы потеряли или
не получили: это тоже «богатство».

Нерациональные шаблоны, автоматизмы надо постепенно находить — и
уничтожать. Растворение «самскар» — автоматических реакций на
болезненные раздражители (в т.ч. социальные конфликты) — одна из
главных задач на пути йоги. Мы не можем быть целостными, пока
болезненно реагируем на раздражители внутри и снаружи себя. Если
какое-то воспоминание или новая информация, социальная связь
повторяется и приносит боль, стресс — с этим точно надо
разбираться, анализировать это, и проработать. Иначе «болевое тело»
(по Э. Толле) будет лишь расти, и страданий в жизни будет
становиться всё больше. Ахимса — йогическое ненасилие — в том,
чтобы минимизировать вред в любой ситуации, а иногда это требует
жестко осадить зарвавшегося хама и т.п. Для разрешения
психологических проблем совсем необязательно прибегать к помощи
психолога, тем более что философия йоги шире кругозора любой
современной школы психологии.

В целом, самые эффективные йогические методы разрешения внутренних
противоречий:

— самонаблюдение (отслеживание шаблонов поведения и мышления),
— медитация (приобретение более глубокой основы, чем поверхностный
ум, подверженный таким шаблонам поведения),
— дыхательные техники (очищение авгиевых конюшен сознания и памяти
самскар чистой «водой» праны),
— уединение, ретрит молчания, короткий очистительный пост.

Приобретение правильной осанки, наработка здорового мышечного
корсета и гармоничных энергоструктур.

Как мы видим, техники, которые в конечном итоге дают эмоциональную
целостность и укрепление стрессоустойчивости, могут быть весьма
стрессовыми и обнажать наши ранимые глубины в процессе. Так,
человек во время голодания или практикующий продвинутые техники
пранаямы, медитации, крайне раним. Но это неизбежный этап.

«Заземление»
поеданием мяса, алкоголем, просмотром телевизора может дать лишь
краткосрочные эффекты, и в конечном итоге это будет повышения
уровня агрессии без увеличения силы.

Сегодня мы разобрали самые базовые антистрессовые меры. Для тех,
кто помногу общается с людьми, и для руководителей, полезны и более
тонкие техники социальной защиты и контратаки на всех уровнях. В
том числе, такие силы приобретаются техниками для проработки
Вишуддхи (горлового центра — центра речи) и Аджны (межбровного
центра — центра интеллекта).

И наконец, простой тест, проверка. Если в вашей жизни есть «мелкий
тиран» — человек, с которым у вас часто происходят конфликты,
оставляющие ощущение опустошенности, потери энергии — в следующий
раз в конфликте понаблюдайте, почувствуйте внутренне, «какой
областью тела вы его (её) слушаете». Куда «бьёт» этот человек? Если
кажется, что «по ушам» — смотрите дальше, глубже. Необычные,
неприятные ощущения в теле укажут на цель агрессора, на область (в
т.ч. чакру) которая у вас наиболее ослаблена, ранима. Именно эту
область надо будет «подкачать» в первую очередь, в т.ч. делая асаны
и пранаямы, воздействующие на неё.

Источник