Два пути к идеальной стойке на руках

Cуществует два принципиально разных, но одинаково рабочих пути
для освоения идеально ровной стойки на руках. 

Первый путь: учимся как попало и потом, окрепнув, правим и доводим
кривую, но уже уверенную, устойчивую стойку до
совершенства. 

Преимущества: Очень быстрая динамика в процессе обучения, ведь «как
попало» особого ума не требует и идеально подходит для больших
групп и ограниченного времени у инструктора. Существует масса
интересных, веселых и зажигательных упражнений, которые так или
иначе ведут к освоению стойки на руках, даже если с
прицельно-профессиональной точки зрения они покажутся лишними или
неправильными (ну или не ведущими к конкретной цели, которая в
нашем случае называется «ровная стойка на руках»). Если
использовать все подряд, то можно на каждом занятии «пробовать
что-то новенькое», можно делать интересные классы с яркой
атмосферой, после которых ученики будут чувствовать эмоциональный
подъем, приятную усталость (или не менее приятную «убитость в хлам»
с мокрыми от пота майками) и гордость что «сегодня и это сделали, и
вот это тоже круто, у меня прогресс!». Занятия выглядят динамичными
и не скучными, а занимающиеся по любому получают свою порцию
полезного для здоровья движения. В случае с самостоятельным
обучением прием «учимся сперва как попало» притягателен тем, что
ученик становится Познающим, эдаким странником-первопроходцем,
проходящим свой Путь и получающим бесценное, уникальное знание,
именуемое «личным опытом». 

Недостатки: Но, увы, без четкой, отработанной стратегии, стихийная
возня в какой-то момент упирается в потолок, выше которого не
прыгнешь, который, будучи гигантским монолитом телесных и
технических ограничений, закрывает небо, не дает двигаться дальше.
Сдвинуть такой потолок в сторону или обойти, ничего не меняя в
своей практике, нереально. Стремительно развивавшийся прогресс
вдруг прекращается. В случае со стойкой на руках это говорит о том,
что или цель была поставлена неправильно или средства для ее
достижения были выбраны не верные. То есть на самом деле вы учились
делать не ровную стойку на руках а кривую стойку на руках. И итогом
практики «как попало» становится в получение устойчивой, уверенной,
кривой стойки на руках. 

Суть этого метода заключается в том, что сравнительно быстро
усвоенное «кривое» затем переводится в «правильное, ровное», а это
занимает время и деньги, потому что работа может оказаться
кропотливой, ручной и непростой (по себе знаю как болят потом мышцы
на следующий день после «борьбы с бананами»). Укоренившись в
неправильной технике и окрепнув, окостенев в ней, очень сложно
потом переходить к чему-то другому. Я бы не сказала, что
переучиваться из кривого в ровное так же сложно, как учиться стоять
на руках вообще с нуля (ведь стойка на руках состоит и из
тренированных мышц, и из укрепившихся рук и плеч, а они по любому
тренируются и укрепляются даже при самых бестолковых и безумных
упражнениях). То есть определенный (и часто весьма ценный) багаж,
пришедшие переучиваться ученики, приносят с собой. 

Но сложность заключается в том, что потом приходится избавляться от
всего лишнего, мусорного и ненужного, чему тело училось, к чему
привыкало, и что на самом деле является «строительными лесами», не
дающими конструкции стоять самостоятельно. Процесс переучивания или
«ручной доводки» в некоторых случаях состоит из разрушения того,
что уже построили: забудь, чему тебя учили… это и это тоже
забудь. И строительства нового, правильного, поверх существующего
более-менее сносного фундамента. В некоторых случаях это вполне
рабочий подход. Особенно в детских группах, где учитель один, а
ребята мельтешат, их много, за всеми не уследишь, потому даешь им
что-то усреднено правильное и максимально невредное даже при
некачественном выполнении и потом, по мере их роста и улучшения
практики, доводишь до совершенства. Детей, что важно, еще легко
переучить. (хотя опыт с нашей младшей дочкой говорит об обратном)
(но там тяжелый случай). Некоторые тренеры не увлекаются
перфекционизмом и запускают своих юных подопечных делать даже
серьезные элементы сперва начерно, лишь бы делали, а потом уже, без
особой спешки, с чувством и расстановкой начинают «вычищать», если
им это действительно нужно. 

Но сейчас я скажу что-то очень важное. Есть понятие «мышечная
память» — это то, что вы вообще не можете контролировать. И если вы
привыкли делать что-то именно так, вам будет очень сложно
переучиться, ведь тело, желая вам помочь, превращает определенные
штуки в навыки, это когда оно легко и как-то само получается, вроде
ходьбы например. И это может здорово навредить если в мозгу будет
функционировать неправильный навык. Когда после тысячи попыток
выполнить стойку, с вашими личным путем, с прогрессом, с подъемами
и маленькими, но гордыми достижениями, упершимися в фазу «потолок»,
новый учитель, призванный спасти ситуацию, может сказать «а руки-то
слишком широко стоят!» 

Вам даже может захотеться плакать в такой момент, вы почувствуете
как устойчивая поверхность под вами куда-то пропала, все вообще все
в этот момент станет не так! Ведь вы привыкли именно так. Именно
это ваш фундамент! Вы тысячи раз ставили руки именно так и все было
хорошо, у вас был прогресс и все такое. Вам нужно поправить прогиб
в спине, например, так причем тут как стоят руки? Но ровная стойка
на руках это такой конструктор, где все-все связано. Это база, с
которой вы работали много месяцев. И потому так важно, даже при
обучении в стиле «абы как» обращать внимание на правильность
отстройки хотя бы базовой формы: руки, плечи, таз,
спина… 

Самые трудные наши ученики — это йоги и спортсмены, которые давно
уже учатся стоять на руках и даже что-то могут, но выбивать ровную,
красивую стойку у них приходится зачастую молотом и зубилом (то
есть предельно сильным мышечным напряжением, а также коленом и
прочими частями тела), правки физически тяжелые как для учеников,
так и для инструкторов. Один вроде говорит слова, совершенно
понятные, которые любой новичок, с незаполненной ячейкой в мозгу
касательно этого упражнения, сделает правильно. В случае с
закостенелыми аматорами, испорченными неправильной техникой,
происходит вот что — ячейка «стоять на руках» уже записана и там
есть конкретный порядок действий, который означает «стоим на
руках». Мозг отказывается принимать слова учителя, нужные и
ненужные мышцы включены в программу начинаешь править и клиент тут
же пищит «я так упаду» и обижается. И дальше все упирается в тупик,
который приходится разбирать, часто, по кирпичику. Чтобы расшатать
ту ячейку и впихнуть в нее новое содержимое, нужны время, силы и
вера. Словом, ручная доводка займет, конечно, меньше времени чем
потребовалось бы на освоение правильной стойки совсем с нуля, но
намного больше, если бы вы с самого начала учились
правильно. 

Второй путь: учимся изначально правильно. 

Преимущества: Вы не тратите силы на лишнее, на то, что вредно и что
вам не нужно, двигаетесь по четкому алгоритму, нужной дорогой, к
нужной цели, проходя определенные контрольные точки, которые, как
кирпичики, закладывают фундамент вашей идеальной стойки. Например,
научились стоять у стены — done. Научились убирать одну ногу от
стены — done. Научились убирать обе ноги от стены — done. Научились
поднимать прямые ноги, стоя у стены — done. Научились выходить в
стойку махом без стены и не падать 3 секунды…и так далее. И все
это с сохранением правильной техники, без нарушения искомых,
базовых форм (плечи на месте, таз на месте, спина не
прогибается). 

На самом деле каждый элемент из чего-то сделан. В случае со стойкой
на руках ингредиентов не так уж много и места, где их можно
получить тоже вполне известны. Например, сильные руки — это
отжимания. Ровная спина — это динамические Макарасаны. Возможность
стоять и не падать — это кор. Как мы говорили раньше, если
представить, что стойка на руках это пирог, который нужно испечь,
то ингредиентов должно быть несколько: очень важных и менее важных.
Скажем, без муки вам не обойтись, поэтому, если учитесь стоять на
руках, то стойте на руках. Эта мука есть во всех методиках обучения
— правильных и неправильных. Но, затем, если добавить к муке только
воду (скажем, регулряность практики) и больше ничего, то получится
не пирог, а в лучшем случае постный блин. Но не все ингредиенты
полезны для пирога! Скажем вишенкой может стать какая-то
изощренная, веселая модная фишка, подсмотренная на чьем-то
семинаре. Но если накидать в пирог чего попало — соли, перца,
укропа, свежих огурцов и кефира — вы можете все
испортить. 

Потому важно учиться у профессионалов, которые могут
продемонстрировать хотя бы несольких учеников, обученных по
авторской методике и которые делают вот реально именно то самое,
чему вы сами хотите научиться. Ученики, стоящие в стойках у разных
учителей, кстати, отличаются, как и пироги, испеченные по разным
рецептам. В профессиональной среде, учителя очень нехотно берут к
себе чужих воспитанников, даже если они стоят более-менее
правильно, всегда найдется что-то, чему там «учили не так».
Занимаясь по надежному, проверенному рецепту у именитого повара, вы
гарантированно получите результат — вкусную, полезную стойку.
Конечно, пирог можно сжечь или недопечь, его можно уронить в двух
шагах от стола или просто оставить и забыть, пока он не испортится.
Но это уже другая история. 

Недостатки: Процесс занимает время, он монотонен, скучен и непрост.
Для того, чтобы возвести крепкую, ровную, красивую конструкцию,
веселый метод «абы как» уже не пройдет. Сперва замешиваем раствор,
ищем правильных поставщиков и каменщиков, печем кирпичи и
разворачиваем долгое, суетное, пыльное строительство. Той стойки
может вообще еще не быть много недель, пока ученик в поте лица
готовит свое тело. Такое, чтобы прислоненное, наконец, к стене оно
не свалилось с нее, не сложилось, как поломанный походный стульчик
под весом чьего-то не самого изящного крупа. 

Если стоять «абы как», то умное, верное, хитрое человеческое тело
быстро приспосабливается и начинает выполнять то, чего хочет хозяин
— тут провисли, тут выпятились, тут согнулись… пыхтим, но стоим!
Хотели стойку на руках — вот она! И ячейка в мозгу заполнена:
стоять на руках нужно так! Те же, кто идут правильным путем, долго
и нудно качаются и тянутся, качаются и тянутся, прыгают со
скакалкой и качаются, стонут на шведской стенке и запрыгивают,
чертыхаясь, на ящик, с отягощениями на ногах. И у них нет
заполненной ячейки в мозгу очень долго — они могут заниматься на
курсе «искусство стойки на руках» битых три недели, а ощущения как
это вообще стоять на руках у них может и не быть. Другие в это
время уже сами стоят стойку без стены пять секунд, а эти обливаются
потом и не делают ничего даже похожего на самостоятельное стояние
стойки. Тренер их конечно переворачивает время от времени, пробуя
пирог на вкус, — и чаще всего снова отправляет на замес или в
духовку. 

Также хорошие учителя, которые действительно что-то могут,
настолько востребованы, что к ним довольно трудно пробиться, если
вы не ребенок в спортивной секции или не его родитель, склонный к
самопожертвованию, самоиронии и мазохизму (некоторые
профессиональные тренеры будут много ржать над вами и не
церемониться, имейте в виду). Или у вас очень много денег, чтобы
заниматься с выступающими по заграницам артистами, которые знают
себе цену. С другой стороны, тот, кто ищет, тот всегда находит. И
истинные фанаты своего дела, помешанные на технике и на стойках
могут вас взять в ученики и обучать даром, просто за идею. В любом
случае, вам может не понравиться то, что стойка на руках станет
настолько глобальной проблемой, требующей таких точных и под час
непонятных и скучных действий. 

И, в заключение, неудача на пути, долгие блуждания, тупик и не тот
результат, который хотелось получить, могут говорить о том, что
сама цель была изначально поставлена неправильно или средства для
ее достижения были выбраны не верные. То есть на самом деле вы
учились делать просто не ровную стойку на руках, а кривую стойку на
руках, и эта цель достигнута. Тогда можно поблагодарить себя, своих
учителей и переходить к следующей ступени, если вы чувствуете, что
она вам нужна. 

Источник