Существует распространённый миф, что якобы Чин- и Джняна-
(в другом прочтении Гьян-) мудра отличаются направлением
ладоней: дескать, при Чин-мудре они направлены вверх,
а в случае Джняна-мудры — вниз. Проводят даже
«психологическое» объяснение, что раскрытые вверх ладони —
«принимающие», «открывают сознание», а направленные вниз
ладони — «закрытие», и потому способствуют интроспекции.
Не буду спорить — возможно, для кого-то это так
и есть.
Но если обратить в «Хатха-йога Прадипике»,
оказывается, что отличаются эти мудры лишь положением указательных
пальцев. В Чин-мудре они согнуты так, что подушечка касается
основания большого пальца. А в Джняна-мудре (Гяьн-мудре)
кончики (подушечки) указательного и большого пальцев
соприкасаются (прижаты друг к другу). Тут, как видим, никакого
простора для размышлений доморощенных «психологов», а лишь
работа с энергией.
На практике, по моим ощущениям, а я делаю
обе эти мудры ежедневно, Чин — более мощная. Она прямо-таки
супер-мощная. Но её энергия окрашена особым
образом — это именно сила.
Джняна-мудра — нежнее, «отстранённее»,
и не столь мощна. Она не даёт энергии.
Не помогает сосредоточиться. Зато именно такую мудру словно
сами собой принимают пальцы в глубоких медитативных
состояниях.
Если удерживая Чин-мудры, вы словно держите в руках
Ваджру — «молниемёт» богов, то Чин словно готовый
облететь одуванчик в руке.
Но нежность, лёгкость — это не слабость. Это
особый характер энергии. И тут надо смотреть
по ситации — потому что молот Тора подойдёт, чтобы гвозди
забивать, и пару врагов отправить в следующее воплощение,
а микроскоп для забивания гвоздей мало пригоден, зато полезен
в других, не менее важных, предприятиях.
С практической точки зрения, Чин-мудра идеально
сочетается с асанами. Джяна-мудру вряд ли стоит держать
в асане — можно о ней просто забыть, никакого
особого эффекты вы, скорее всего, от неё
не почувствуете. Чин-мудра помогает дольше держать силовые
асаны, мощнее делать прорывные пранаямы (такие, как долгое
Капалабхати и Бхастрика). Чин-мудра это педаль газа для начала
любой медитации.
Но затем, когда энергия уже пошла, состояние
наработано — вот тут Джняна-мудра готова вступить,
и исполнить свою партию. Она утончит энергию, довершить
начатое — приведёт в медитацию. Без неё любая практика
словно не завершена, чего-то едва уловимого, тончайшего словно
не хватает. Джяна-мудру стоит держать в конце
занятия — в Шавасане, и делая спокойные,
медитативные пранаямы, медитацию. Ей также можно завершать
день, т.к. её действие — «Шанти-карма» —
успокаивающее.
Кроме того, если работать в пранаяме с одной ноздрёй
(например, делая Сурья- и Чандра-бхеда) —
то Чин-мудра (левой рукой) больше подходит для Сурья-,
а Джняна-мудра — для лунного дыхания.
Чин-мудру я бы не посоветовал людям, у кого
бывает повышенное давление, гневливым, раздражительным,
а также в период месячных и сразу перед ними.
Джняна-мудра не адекватна при упадке сил, депрессии,
сонливости, болезнях, истощении.
Очень странные ощущения появляются, если делать одной рукой
Чин-, а другой — Джняна-мудру, — думаю, лучше делать
какую-то одну мудру обеими руками, или одной, если вторая
занята — как, например, во время пранаям.
Мула-бандха, Набхи-мудра,
а также Уддияна и Джаландхара-банхи — усиливают
дейсвие обоих мудр!