• Учите от сердца, а не только от разума.
• Культивируйте в себе честность, нравственность, готовность
помочь, сострадание и чувство собственного достоинства. Будьте
откровенны.
• Как учитель, сохраняйте внутри себя саттву, но внешностью своей
излучайте раджас. Раджасическая природа учителя помогает ученикам
преодолевать их тамасическую природу.
• Учите в соответствии с потребностями учеников и поддерживайте
сознание бодрствующим.
• Необходимо развивать способность к хорошей демонстрации и давать
четкие вербальные инструкции.
• Учитель должен знать, как воспитывать в учениках упорство и
развивать их силу воли, и передавать затем знание того, на чем
концентрироваться и с каким усилием.
• Учитесь тому, как обучать учеников старшего возраста и учеников с
жалобами на здоровье.
• Будучи учителем, вы не должны бояться давать инструкции и
оказывать помощь. Будьте готовы к этим действиям.
• Будьте смелыми. Будьте осторожными. Асаны, которые вы даете свом
ученикам, должны быть освоены вами и быть по силам вашим ученикам.
Не будьте безразличными.
• Выражайтесь понятно и правильно. Проявляйте мужество, если вас
охватывают сомнения. Не рискуйте, если вы сомневаетесь. Сохраняйте
связь с прошлым и давайте ученикам ту работу, для которой готово их
сознание.
• Перед тем, как идти на занятие, проштудируйте пункты по каждой
выбранной вами асане в книге «Прояснение йоги». Это придаст вам
уверенности и мужества в выражении себя.
• Вы должны подвергать постоянной критике свое учение. Практикуйте
свадхьяйю.
1. Было ли мое объяснение правильным?
2. Объяснил ли я то, что хотел?
3. Что я хотел, чтобы поняли или сделали ученики?
4. Показал ли я им свою асану в соответствии с инструкциями,
которые давал?
5. Почему тот или иной ученик не отреагировал?
6. Понял ли этот ученик мой язык или нет?
7. Понял ли я проблему учеников?
• Проявляйте позитивное отношение. Не будьте негативными. Не
высказывайте отрицательных мыслей ученикам.
• После занятия ваша домашняя работа — понять, почему у кого-то из
учеников асана не получилась. Вы должны размышлять над их
проблемами. Думайте снова и снова. А затем работайте сами. Вы
увидите: по мере того, как улучшается ваша практика преподавания,
лучше становятся и ваши ученики.
• Внешне обращайтесь с учениками как с учениками, но внутри себя
относитесь к ним как к посланникам Божьим. Помогая им, вы учитесь.
Они заставляют вас понимать, и вы должны уважать их за это.
• Развивайте свой интеллект — для того, чтобы развивать в учениках
правильное понимание, которое разовьет их интеллект. Чтобы стать
учителем, будьте прежде всего учеником.
«Внешне обращайтесь с учениками как с учениками, но внутри
себя относитесь к ним как к посланникам Божьим. Помогая им, вы
учитесь. Они заставляют вас понимать, и вы должны уважать их за
это».
Внешний вид и поведение преподавателя
• Вы должны одеваться в скромной манере. Избегайте ярких кричащих
цветов и вызывающих сочетаний. Ваша одежда не должна быть слишком
свободной: ученики должны видеть, что вы им демонстрируете. Вместе
с тем, ваша одежда не должна быть слишком обтягивающей, чтобы не
ограничивать вашу подвижность.
• Чтобы лучше выразить себя, используйте язык своего тела. К
примеру, не стоит преподавать с руками в карманах или скрещенными
на груди.
• Ваше поведение должно вызывать уважение и вдохновлять учеников на
изучение предмета йоги.
• Используйте правильные жесты. Скрещивание рук на груди, излишняя
жестикуляция и ненужные движения отвлекают внимание. Держите
грудную клетку открытой.
• Никогда не стойте лениво, просто так.
• Используйте глазной контакт, чтобы установить связь с аудиторией
и привлечь внимание учеников.
• Ученики видят ваши перемещения по классу. Если ваши движения
небрежны и случайны, такими же будут и действия учеников. Будьте
целеустремленными и позитивными.
• Будьте отзывчивыми и общительными, когда это необходимо. Вы
должны быть полностью вовлечены в процесс занятия, когда
преподаете. Не игнорируйте своих учеников и не пренебрегайте
ими.
• Без надобности не ссылайтесь на тексты и идеи.
• Ваше преподавание должно быть направлено не только на тех, кто
стоит непосредственно перед вами, но и на тех, кто находится в
дальнем конце зала.
• Не говорите много и долго об асане: это рассеивает внимание
учеников. Не говорите лишнего, когда ваши ученики находятся в
асане. Все ваши слова и действия должны быть напрямую связаны с той
асаной, которой вы учите в данный момент.
• Постоянная практика влияет на вашу презентацию. Ваша практика
асан должна быть такой, чтобы вы хорошо понимали и так же хорошо
показывали асаны. Иногда имитируйте ошибки учеников — чтобы
научиться их исправлять. Это поможет вам сконцентрироваться на
учениках и преподавать уверенно.
• Если вы, как учитель, не умеете работать над собой в своей
собственной практике, вы не сможете заставить и других работать над
собой.
Как и когда демонстрировать асаны
• В своей демонстрации держитесь ближе к сути и не давайте слишком
много объяснений.
• Не полагайтесь только на слова. Синхронизируйте свои слова с
действиями.
• Визуальная демонстрация более эффективна, чем вербальные
указания.
Наш метод придает особенное значение демонстрации.
• Если вы дрожите, ваше тело падает и грудная клетка проваливается,
ваши студенты будут думать, что и они должны трястись, их тело
должно падать и грудная клетка должна проваливаться.
Ученики подражают учителю, как ребенок подражает своей матери.
Так что следите за собой во время преподавания. Визуальный образ
важнее вербальных инструкций
• Во время демонстрации просите учеников смотреть на ту часть,
на которую вы указываете или которую вы корректируете.
• Вы должны лучше выполнять демонстрацию — потому что на вас
смотрят ученики. Вот почему важно, чтобы вы четко представляли, что
вы показываете и чему хотите научить своих учеников. Вы обязаны
быть способным сделать то, что просите сделать учеников.
• Ваша демонстрация должна наглядно показывать, что и как
изменилось в позе. Возможно, вам придется несколько утрировать
действие, которое вы хотите от учеников. Это поможет им понять
различные действия в асане.
• Будьте подобны актеру на сцене: вас должно быть хорошо слышно и
видно. Но не переигрывайте.
• Вы должны показывать то, что вы озвучиваете ученикам.
• Когда вы просите учеников выполнить определенное действие или
как-то улучшить позу, покажите это утрированно на своем теле.
Ученики должны увидеть конкретное действие: поднятие, вытяжение,
разворот, сжатие, усиление и т.д.
• Вначале вы должны дважды или трижды показать асану, так чтобы
ученики получили четкое представление об этой асане.
• Показывайте и повторяйте инструкции для одного действия несколько
раз в каждую сторону.
«Синхронизируйте свои слова с
действиями».
Эта статья — отрывок из руководства, предложенного учителям в
книге Basic Guidelines for the Teachers of Yoga («Основные указания
для учителей йоги»).