Эстонские шакалы показали пример успешной миграции

Первый экземпляр иммигранта с юга обнаружили там в 2013 году, а всего за несколько лет его сородичи успешно освоили страну в целом. На сегодня это самая северная часть ареала хищника, ранее считавшегося южным. Вскоре может наступить очередь северных частей России.


©Wikimedia Commons

Ареалы самых разных животных — не нечто стабильно, а скорее, напротив, нечто вечно меняющееся. Пару тысяч лет назад в Европе водились львы. Затем римская привычка отлавливать их для травли людей на арене подкосила популяцию, а последующая охота вовсе ее добила. Еще тысячу лет назад северные олени были обычными в Шотландии, а сейчас сохранились всего в одном заповеднике. Сходная ситуация случилась с шакалом в последний ледниковый период: из-за похолодания его ареал сжался практически до одной Индии.

Однако, когда оледенение закончилось, он появился в Леванте (семь-восемь тысяч лет назад), а затем в Греции. Дальнейшее продвижение на север надолго застопорилось: волк весьма опасен для шакала, так как тот не может ни убежать от волка, ни сражаться с ним. В XX веке популяции волка в Европе серьезно сжались, но тогда активной экспансии шакалов помешал климат. Им сложно выживать в холодном климате, в особенности зимой. В дикой природе эти хищники зависят от охоты на грызунов, а там, где много снега, справляются они с этим не всегда хорошо. Глобальное потепление существенно изменило эту ситуацию, и с 1990-х шакалы начали осваивать Украину, Белоруссию, Венгрию и другие страны бассейна Дуная.

Ученые из Франции и Эстонии решили изучить, как обстоят дела с расширением ареала шакалов в Эстонии — наиболее северной его части. Для этого они обобщили все опубликованные ранее данные по встречам эстонцев с этим видом. Со слов местных жителей, они увидели шакалов первый раз в 2011 году, а в 2012-м впервые был зафиксирован труп шакала — его случайно убили во время охоты на лис в одном из национальных парков. Примерно тогда же, в 2012-м, шакалов заметили на севере Германии, тоже довольно удаленной от стран Дунайского бассейна или Белоруссии с Украиной, где шакалов наблюдали ранее.

Молодая самка шакала у побережья Балтийского моря, Эстония, национальный парк, 2013 год / @TONIS ULM

С 2013 года эстонцы начали отстреливать шакалов, и на 2021-й их удалось добыть уже более 200. Однако, по всей видимости, это не затормозило распространение нового вида по стране: к 2020 году там насчитывается 27 территориально устойчивых групп шакалов. В их случае сложно говорить о стае, как это иногда неверно делают, поскольку в норме они охотятся поодиночке или парами. Стайной организации у них нет, но, как и волки, они образуют пожизненные пары. Различие в том, что эти пары редко объединяются для охоты в более крупные группы, поэтому и устойчивой «надсемейной» организации у шакалов нет.

Более чем для 30 убитых эстонцами шакалов провели вскрытие с изучением содержимого желудков. Оно оказалось похожим на содержимое южноевропейских шакалов и существенно отличалось от диеты тех же зверей в Азии. Из дикой добычи там нашли грызунов, из антропогенной — отходы скотобоен и добычи охотников (современные охотники редко утилизируют туши убитых животных целиком). Следов растительной пищи, напротив, мало. В Азии и Астраханской области шакалы едят много растительной пищи — в особенности арбузов, иногда виноград, в Средней Азии — много плодов лоха. Впрочем, пока в Эстонии дефицит местных арбузов, винограда и лоха, что может объяснять и разницу в диете.

Другие особенности образа жизни эстонских шакалов, напротив, напоминают их азиатских и астраханских собратьев. В Эстонии эти звери селятся вдоль изрезанной береговой линии, зарослей кустарников близ рек и озер, а также у моря. Причинами может быть более мягкий климат данных районов, а также то, что там бывает проще прокормиться. В Узбекистане шакалы также живут в камышах и иных труднодоступных местах, где устраивают норы для вывода потомства. Интересно, что в случае Эстонии отмечено проникновение шакалов на островки в Чудском озере и Балтийском море: видимо, речь идет о миграциях по льду. На острове в Чудском озере отмечено и размножение шакалов.

Молодой шакал в Азии / ©Wikimedia Commons

Вопрос об опасности этого животного для местных экосистем пока не вполне ясен. С одной стороны, шакалы достоверно разоряют гнезда местных наземных птиц. С другой — считается, что они вытесняют енотовидных собак, другой инвазивный вид, в этом отношении еще более опасный. Точно одно: местным хищным видам и человеку шакалы не угрожают наверняка. Те и другие слишком сильны и опасны. Волки к тому же охотятся на шакалов.

Интересно, что в центральной части Эстонии, насыщенной лесами и малонаселенной, волки есть, но шакалов не замечали. А вот человека шакал не боится: в работе отмечены случаи его проникновения на окраины Таллина. Впрочем, жители Сочи много лет знают, что шакалы спокойно заходят в города, где прыгают в мусорные баки, разбрасывая отходы и выбирая самое, на их взгляд, вкусное.

С высокой степенью вероятности волки — еще основной тормоз на пути расширения ареала шакалов в России. Тем не менее в целом ряде регионов нашей страны волков либо нет, либо мало. Поэтому стоит ожидать появления шакалов и в областях типа Ленинградской, Тульской, а со временем, возможно, и Московской.

Источник