Во Франции собака заразилась вирусом оспы обезьян от своих хозяев

Ученые отмечают, что ранее оспу обезьян регистрировали у приматов и грызунов, но у домашних животных — никогда. Следовательно, это первый подобный подтвержденный случай.

Поражения кожи и слизистых оболочек
Поражения кожи и слизистых оболочек у двух пациентов мужского пола и их собаки с подтвержденным вирусом оспы обезьян / © The Lancet

В Париже у собаки породы итальянская борзая выявили вирус обезьяньей оспы — спустя 12 дней после того, как симптомы этого зоонозного заболевания появились у ее хозяев, двух мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Отчет вирусологов из больницы Питье-Сальпетриер при Университете Сорбонна и Института эпидемиологии и общественного здравоохранения имени Пьера Луи опубликован в медицинском журнале The Lancet.

Как отмечают авторы исследования, передача оспы обезьян от человека к человеку обычно происходит при тесном контакте с очагами поражения на коже, биологическими жидкостями и воздушно-капельным путем. Помимо этого, с недавних пор ученые подозревают, что распространение происходит и половым путем, поскольку в подавляющем большинстве случаев болезнь встречается у молодых мужчин до 40 лет, практикующих секс с представителями своего пола, а сыпь и пустулы локализуется в аноректальной области.

В эндемичных районах — Африке — переносчиками вируса оспы обезьян выступают только дикие животные, грызуны и приматы. Кроме того, ранее его выявляли у луговых собачек из семейства беличьих и содержащихся в неволе приматов в Европе, контактировавших с другими завезенными зараженными животными. Однако до сих пор оспу обезьян не подтверждали у домашних питомцев, то есть кошек и собак.

Двое мужчин — 44-летний латиноамериканец с ВИЧ и его 27-летний сосед по квартире — в июне этого года обратились в больницу Питье-Сальпетриер во французской столице с жалобами на язвы в области ануса, появившиеся через шесть дней после полового контакта с другими партнерами в 20-х числах мая. У первого пациента к тому же выявили везикуло-пустулезную сыпь на лице, ушах и ногах, у второго — на ногах и спине. Все это сопровождалось астенией (общее болезненное состояние, повышенная утомляемость), головными болями и лихорадкой.

Анализ методом ПЦР показал, что у первого мужчины, больного ВИЧ, вирус обезьяней оспы присутствует в образцах с кожи и из ротоглотки, а у второго его выявили в мазках из анального отверстия и ротоглотки. По прошествии 12 дней симптомы, включая пустулы на животе и небольшую анальную язву, появились у их пса — четырехлетнего самца итальянской борзой, у которого ранее не было соматических заболеваний. Результаты анализа собаки также оказались положительными на оспу обезьян.

Сравнив последовательности ДНК патогена из образцов собаки и первого мужчины, ученые выяснили, что они оба принадлежат к кладе линии B.1 (до недавнего переименования известна как западноафриканская клада — считается, что она не столь опасна, как центральноафриканская).

Пациенты рассказали, что спали в одной кровати с питомцем. Может ли пес дальше передавать вирус — пока не известно. Владельцы вовремя поняли, в чем дело, и предотвратили его контакты с другими животными и людьми.

«Кинетика появления симптомов у обоих пациентов, а затем у их собаки предполагает, что вирус перешел от человека к животному. Учитывая повреждения кожи и слизистых оболочек собаки и положительные результаты ПЦР на оспу обезьян из анальных и оральных мазков, мы предполагаем, что собака заболела вследствие тесного контакта с людьми и/или воздушно-капельным путем, а не просто выступает носителем», — подчеркнули авторы отчета. По их мнению, результаты исследования должны побудить задуматься о необходимости на время изолировать питомцев от людей, инфицированных вирусом оспы обезьян. 

Источник