Медики рассказали о нетипичных поражениях гениталий у мужчин с обезьяньей оспой

Авторам нового отчета удалось выявить симптомы, которые не включены в действующие рекомендации по оспе обезьян, — к примеру, отек полового члена.

МРТ таза пациента с оспой обезьян
МРТ таза пациента с оспой обезьян, показывающая полость диаметром три с половиной сантиметра в левой брыжейке прямой кишки, прилегающую к стенке прямой кишки / © The BMJ

Сотрудники фонда Guy’s and St Thomas’ Национальной службы здравоохранения Англии описали клинические случаи обезьяньей оспы и рассказали о симптомах, не встречавшихся во время предыдущих вспышек этого вирусного зоонозного инфекционного заболевания, распространение которого ВОЗ недавно признала чрезвычайной ситуацией международного уровня в сфере здравоохранения. Отчет опубликовали в British Medical Journal (BMJ).

Вирус обезьяньей оспы выявили в 1958 году у приматов, содержащихся в неволе, о первых зараженных среди людей стало известно в 1970-м, когда в Демократической Республике Конго появились пациенты с заболеванием, похожим на натуральную оспу (от которой на тот момент в этой стране Центральной Африки, как считалось, избавились). Выделяют две клады: центральноафриканскую (или бассейна реки Конго) и западноафриканскую.

Резервуар вируса так и не установили, но, предположительно, главную роль в распространении сыграли грызуны. Основным путем передачи инфекции в эндемичных регионах было взаимодействие людей с дикими животными, затем от человека к человеку — в результате тесного контакта, в том числе прикосновений к оспенными поражениям на коже. В страны Западного полушария оспа обезьян попала к 2003 году: тогда ее выявили у 11 жителей США, контактировавших с инфицированными луговыми собачками. Оказалось, этих грызунов из семейства беличьих перевозили вместе с гигантской гамбийской крысой, которая, вероятнее всего, и стала источником болезни. С тех пор она периодически встречалась в Европе, Сингапуре, Израиле и Америке, в основном случаи были завозными.

Сегодня число заразившихся превышает 18 тысяч в 78 странах, и показатель с каждым днем растет. Инкубационный период составляет от пяти до 24 дней. В группе повышенного риска — новорожденные и люди с иммунодефицитом.

Как показали многие предыдущие исследования, болеют в основном мужчины до 40 лет, зачастую гомосексуалы либо практикующие секс с представителями своего пола. В новом отчете медиков из Великобритании портрет типичного пациента с обезьяньей оспой аналогичный: все 197 человек, проходивших лечение в одном из медучреждений на юге Лондона в период с 13 мая по 1 июля 2022-го, — мужчины примерно 38 лет (от 21 до 67); у 35,5% был ВИЧ, также встречались гонорея, герпес, хламидиоз и сифилис.

Более 99,5% идентифицировали себя как геи, бисексуалы либо имели интимную связь с другими мужчинам; 26,5% рассказали о тесном контакте с человеком, у которого была диагностирована оспа обезьян или проявились симптомы. Пятьдесят четыре участника исследования недавно побывали за границей, чаще всего речь шла о странах Западной Европы: Испании, Франции, Бельгии, Германии и Греции. Только один мужчина посещал Западную Африку.

У каждого из 197 человек были кожно-слизистые проявления инфекции, однако не все поражения прогрессировали по «традиционному пути»: из пятна в папулу, везикулу, пустулу и струп. Чаще всего они локализовались на половых органах, в области заднего прохода, перианальной области. При поступлении к медикам мужчины в среднем имели по пять поражений, у восьми человек (4,1%) их число превышало сотню.

Самыми частыми системными симптомами были лихорадка (61,9%), увеличение лимфоузлов (57,9%) и миалгия, боль в мышцах (31,5%). Хотя предполагается, что эти признаки наблюдаются во время инкубационного периода и предшествуют поражениям кожи, согласно новому отчету, у 61,5% пациентов системные симптомы действительно развились до появления кожно-слизистых проявлений, но у 64 (38,5%) — после. У 27 мужчин (13,7%) кожно-слизистые проявления вообще не сопровождались другими признаками инфекции.

Развитие одиночного поражения на внутренней поверхности верхней части правого бедра / © The BMJ

«Примечательно, что 71 (36,0%) участник сообщил о ректальной боли либо боли при дефекации, 33 (16,8%) жаловались на боль в горле и 31 (15,7%) имели отек полового члена», — пишут исследователи.

Перианальная/ректальная боль и отек пениса были самыми частыми причинами госпитализации. У трех мужчин были перианальные либо паховые абсцессы, у двух — острые воспаления в околоминдалиновой клетчатке. Помимо этого, у некоторых пациентов выявили поражения глаз, задержку мочеиспускания, бактериальную инфекцию нижних дыхательных путей, проктит (воспаление слизистой оболочки прямой кишки), сквозное повреждение стенки толстого кишечника (ректальная перфорация).

Макулопапулезная сыпь на туловище, спине и ягодицах / © The BMJ

Мужчины проводили в среднем восемь дней до выписки из больницы, один человек еще остается на лечении. Летальных исходов не зарегистрировано.

Авторы отчета также подробно рассказали о некоторых пациентах, у которых клинические симптомы оспы обезьян оказались нетипичыми. Например, один из них — 34-летний мужчина с болезнью Крона в анамнезе — имел множественные поражения полового члена и сильный отек. 

Слева — симметричная эритематозная пятнисто-папулезная сыпь на спине и плечах с участками сливающейся эритемы; справа — увеличение правой миндалины с гнойничковым поражением и желто-зеленым экссудатом / © The BMJ

«Он жаловался на множественные небольшие везикулярные поражения на теле полового члена, венечной борозде и мошонке, которые увеличивались в следующие два дня и превратились в папулы телесного цвета. Затем очаги уплотнились, у пациента развились лихорадка и лимфаденопатия. На пятый день с момента появления симптомов появились эритема и отек, которые распространились от середины ствола полового члена до головки. Ночью отек быстро прогрессировал, и пациенту потребовалась госпитализация», — следует из отчета.

При осмотре у него выявили 14 крупных очагов в виде везикул и сопутствующий подкожный отек, но без признаков некроза. Одиночные поражения также присутствовали на руке, спине и бедре, — наряду с паховой лимфаденопатией. «Бригада урологов рекомендовала консервативное лечение с холодным компрессом, массажем и анальгезией, в том числе гель лидокаин для местного применения, ибупрофен и пероральный сульфат морфина. В течение 48 часов отек никак не менялся, а кровоподтеки распространились от головки к основанию полового члена. Впоследствии отек постепенно спал, пациента выписали на 13-й день. К 16-му дню отек по большей части исчез, поражения полового члена покрылись коркой», — добавили медики.

Подытоживая, авторы статьи подчеркнули, что им удалось выявить и описать весомые различия в клинических проявлениях обезьяньей оспы между сегодняшней глобальной вспышкой и предыдущими эпидемиями в эндемичных регионах. Так, симптомы 14% мужчин, о которых рассказано в новом отчете, вообще не соответствовали тем, что описаны в рекомендациях Национальной службы здравоохранения Великобритании по оспе обезьян, а почти у половины поражения слизистых и кожи развились до системных признаков.

«Распространение информации об атипичных проявлениях имеет жизненно важное клиническое значение, поскольку неспособность распознать обезьянью оспу может представлять серьезный риск для медицинских работников и других контактных лиц», — подытожили исследователи.

Источник