Исследователи из Швейцарии пришли к выводу, что занятия в школе должны начинаться позже. Возможно, даже не раньше 10-11 утра. Это благотворно повлияет на самочувствие и успеваемость учеников — прежде всего подростков.
Ученые показали, что уроки в школе должны начинаться позже / ©Getty images
Пандемия Covid-19 нанесла ущерб психологическому здоровью людей, наиболее пострадавшими группами можно считать стариков и молодежь. Поскольку самоизоляция отрезала и тех, и других от друзей, учителей и нормальной жизни вообще. Тем не менее ученые из Цюрихского университета (Швейцария) нашли положительные стороны в самоизоляции: это связано с закрытием школ. Исследование опубликовано в журнале JAMA Network.
Ученые обнаружили, что подростки, проживающие в Швейцарии, которые обучались на дому в период с марта по июнь 2020 года, спали больше, чем до закрытия школ. Это коррелировало с другими показателями улучшения самочувствия: оно и понятно, ведь подросткам, как известно, требуется больше сна, чем детям (это связано с гормональными изменениями в их организме). Исследователи выяснили, что молодые люди спали примерно на 75 минут в день больше по сравнению с периодом, когда школы были открыты. Кроме того, они стали меньше потреблять кофеина и алкоголя.
В исследовании приняли участие 8972 подростка, обучавшихся в средних школах Швейцарии. Сначала были опрошены более 3600 старшеклассников, проходивших обучение в Цюрихе в вышеназванный период. Затем ученые сопоставили результаты этого опроса с другим, проведенным в 2017 году для таких же школьников (тогда в выборку вошли более 5300 человек).
Сравнительный анализ показал, что в течение учебного года дети, обучающиеся на дому, просыпались в среднем на 90 минут позже, чем подростки, посещавшие школу. Правда, и спать они ложились примерно на 15 минут позже. Таким образом, «избыток» сна составил около 75 минут в сутки. Это закономерно отразилось на некоторых показателях здоровья изолируемых учащихся. Хотя психологические показатели при этом были ухудшены: подростки, находившиеся на самоизоляции, жаловались на грусть и одиночество.
Поэтому ученые делают вывод, что после пандемии наиболее оптимальным было бы не отправлять детей на домашнее обучение, а начинать уроки позже, чем это принято сегодня. По крайней мере, если речь идет о подростках. Это сказалось бы не только на общем самочувствии школьников, но и на успеваемости. Ведь известно, что выспавшийся человек работает и учится куда продуктивнее, быстрее и лучше. Некоторые эксперты даже считают, что для старшеклассников полезнее начинать учебные занятия не раньше 10-11 часов утра, а исследование швейцарских ученых подтверждает такую точку зрения.