Эксперимент помог развенчать миф о незрячих людях

Ученые показали, что по сравнению со зрячими людьми слепые с меньшей вероятностью будут соотносить желтый с бананами, а красный — со стоп-знаком, однако они предлагают аналогичные выводы и объяснения о цветах реальных и выдуманных объектов. Для понимания этой характеристики оказалось достаточно повседневной жизни в обществе.

Кадр из сериала «Сорвиголова»
Кадр из сериала «Сорвиголова» / © Marvel Entertainment!

Философы-эмпирики, такие как живший в XVII веке Джон Локк, считали, что знание основано на чувственном опыте и получено на базе ощущений. Согласно этой логике, люди, родившиеся слепыми, могут изучить произвольные факты о цветах, но не в силах постигнуть их в полной мере. Однако группа нейробиологов и психологов из Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе и Йельского университета (США) провела эксперимент, показавший, что изначально незрячие, на самом деле, познают цвет так же, как все.

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, рассказывается, что слепых и зрячих взрослых сначала спрашивали о цвете разных случайных объектов (фрукты, растения, драгоценные камни, доллары, ручка, стоп-знак), о том, почему они имеют такой цвет, а также о вероятности того, что два подобных объекта будут одного цвета. 

Хотя незрячие участники исследования не всегда соглашались с остальными в фактах — к примеру, что огурец — зеленый, — их рассуждения о том, почему эти овощи такого цвета и могут ли два огурца быть одного цвета, оказались аналогичными. Результаты не менялись в зависимости от объекта — будь то монеты, свадебные платья и так далее. Как зрячие, так и слепые показали одинаковую глубину понимания и объяснения того, почему тому или иному предмету свойственен определенный цвет и несет ли он какую-то функцию.

Один из показательных примеров — окрас белых медведей. Респонденты, имеющие зрение, сказали, что эти животные — белые, чтобы сливаться со снегом. В то же время довольно много слепых опрошенных заявили, что медведи обладают темным мехом — чтобы поглощать тепло и оставаться в тепле, — то есть логично обосновывали свою точку зрения. 

Потом ученые попросили добровольцев спрогнозировать цвет воображаемых объектов. «Мы хотели понять, как люди рассуждают о вещах, с которыми никогда не сталкивались, — объяснили исследователи. — Отличный способ проверить, насколько люди понимают цвета».

Такие предметы — вроде зеленого драгоценного камня размером с руку или гаджета треугольной формы размером с большой палец — будто бы встречались на отдаленном острове, население которого имело свои язык, культуру, обычаи и так далее. В результате обе группы испытуемых делали идентичные выводы: следовательно, их знания о цвете транслировались на новые примеры и не зависели от запоминания, посчитали авторы работы.

В дальнейшем специалисты хотят выяснить, как мозг управляет пониманием цвета и когда слепые или зрячие дети приобретают знание о нем. «Предположительно, это происходит при случайном обучении посредством речи и чтения, но когда именно? Слепые и зрячие дети усваивают такую информацию одинаково? Есть ли различия в развитии, если ребенок делает это в более раннем возрасте, прежде чем начнет разговаривать? А слепые дети понимают цвета только после того, как научились говорить?» — подытожили ученые. К слову, ранее этот же научный коллектив объяснил, как незрячие узнают о внешности животных.

Источник