Исследователи из Португалии наблюдали 158 подростков в течение полугода. Они пришли к выводу, что отвращение к себе может привести к пограничному расстройству личности в зрелом возрасте.
© Pixabay
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — расстройство личности, начальные признаки которого, как правило, проявляются в подростковом возрасте. По оценкам Diagnostic and statistical manual of mental disorders, ПРЛ страдают до 6% всех людей, причем 10% из них погибают в результате суицида. Пациенты, у которых диагностировано ПРЛ, обычно сталкиваются с такими симптомами, как чувство покинутости и пустоты, эмоциональная нестабильность, выраженная импульсивность, чрезмерная самокритика, рискованное поведение (вплоть до самоповреждения).
Отслеживая развитие 158 подростков в течение шести месяцев, исследователи обнаружили, что отвращение, направленное на личностные аспекты или характеристики человека, — важный фактор риска развития пограничного расстройства личности.
«Если подростки считают себя нежелательными, отталкивающими или плохими, у них повышается риск развития пограничных симптомов, — отмечают авторы работы, которая опубликована в журнале Personality and Individual Differences. — Наши результаты свидетельствуют о том, что психологическое вмешательство должно быть направлено на отвращение к себе, чтобы пограничные черты подростков не переросли в расстройство личности».
У людей с ПРЛ отвращение к себе обычно связано с постоянным ощущением себя безвозвратно плохим, отталкивающим или ущербным. Это приводит в том числе к резкой самокритике или ненависти. Иногда подобное можно объяснить предыдущим опытом обесценивания, незащищенности либо жестокого обращения.
По мнению исследователей, ранние признаки ПРЛ требуют профессионального вмешательства, если люди сильно страдают из-за этого, изолируются от окружающих, отказываются от мечтаний и амбиций или занимаются самоповреждающим поведением. В некоторых случаях ПРЛ может существовать наряду с другими расстройствами — например, депрессией, анорексией и/или посттравматическим стрессом.
В будущем ученые надеются разработать программы групповой терапии для подростков из группы риска, которые будут внедрены в школах. «Эта программа терапии будет разработана для обучения практическим навыкам и воспитания сострадания к себе у подростков, — уточнили ученые. — Мы считаем, что более доброе и позитивное отношение к себе способно нейтрализовать вредное воздействие отвращения к себе и помочь предотвратить развитие пограничного расстройства личности. Профилактика лучше, чем лечение».
Многие симптомы проявляются одинаково и у взрослых, и у подростков. Например, страх быть покинутым, нестабильные межличностные отношения, нарушения идентичности, чувство пустоты — они, как правило, одинаковы во всех возрастах. Другие симптомы в больше степени присутствуют у подростков, чем у взрослых: повышенная импульсивность, эмоциональная нестабильность, неконтролируемый гнев и параноидальные идеи (подозрения по отношению к другим людям).
Хотя ПРЛ обычно диагностируют у взрослых, начальные симптомы можно выявить в раннем возрасте. Подростки с выраженными пограничными чертами зачастую кажутся другим людям очень непредсказуемыми в чувствах и поведении. Порой они могут быть грустными или расстроенными, а порой — счастливыми без какой-либо очевидной причины. Помимо этого, они могут быть крайне чувствительными. В романтических отношениях эти подростки часто проявляют ярко выраженный страх быть брошенными, отвергнутыми или оставленными в одиночестве.
Оставшись наедине с собой, они могут попытаться сделать что-нибудь, чтобы почувствовать себя менее одинокими или не позволить другим людям себя покинуть. Подростки с ПРЛ прибегают к самоповреждению (порезы, ожоги и царапины), чтобы заглушить либо заблокировать сложные эмоции, ощущение пустоты или эмоциональную боль, с которыми они не в силах справиться.
Это лишь некоторые общие соображения о пограничных чертах подростков, и существует несколько комбинаций симптомов. Следовательно, необходимо оценивать каждый конкретный случай.