Американские ученые рассуждают, действительно ли можно считать «омикрон» легкой версией Covid-19 или же сторонники такой версии просто забывают о главном факторе.
3D-модель омикрон-штамма (линия B.1.1.529 из Южной Африки) / © Nature Africa via Getty Images
Почти сразу с момента появления омикрон-штамма — напомним, он начал распространение с Африки и вместе с туристами, посещавшими ее — стало ясно, что на фоне «дельты», доминировавшей до тех пор, этот вариант несколько мягче, болезнь протекает легче и быстрее, не поражая легкие. Как отмечали медики, риск госпитализации или попадания в отделения интенсивной терапии с «омикроном» может быть на 80% ниже того, что наблюдали при дельта-варианте.
Хотя с декабря заболеваемость резко поползла вверх, сфера здравоохранения испытывает нагрузку, заражаются привитые и переболевшие, страны либо не ввели никаких серьезных ограничений, либо — как, к примеру, Дания — вовсе отменяют их. Некоторые утверждают, что мир должен просто позволить инфекции циркулировать, а кто-то считает «омикрон» финальным аккордом пандемии.
Однако, по мнению Уильяма Ханаджа, доцента эпидемиологии из Гарвардской школы общественного здравоохранения имени Т. Х. Чана, и Роби Бхаттачарьи, доцента Массачусетской больницы общего профиля и Гарвардской медицинской школы, «мягкость» нового штамма объясняется именно более сильным популяционным иммунитетом, а не свойствами самого вируса. Их статья опубликована в New England Journal of Medicine.
«Одним из важных факторов, которым следует руководствоваться при интерпретации степени тяжести «омикрона» на уровне популяции, — это уровень популяционного иммунитета. После трех предыдущих волн, в которых доминировали варианты D614G, «бета», а затем «дельта», к середине ноября 2021 года Южная Африка сообщила о самом низком ежедневном показателе Covid-19 с первых дней пандемии. Хотя этот короткий период, безусловно, был многофакторным, считается, что ключевым моментом стали иммунитет, приобретенный во время предыдущих волн (особенно дельта-штамма), и программа вакцинации: она начала наращиваться в середине 2021 года, приоритет отдавали пожилым людям. Таким образом, омикрон-вариант пришел в Южную Африку, когда у нее был более высокий показатель иммунитета, чем при любом предыдущем варианте SARS-CoV-2. Особенно среди людей, которые подвергались бы наибольшему риску тяжелых исходов», — пишут ученые.
Следовательно, сегодня множество людей, зараженных омикрон-штаммом, будут обладать иммунитетом к SARS-CoV-2 — во-первых, потому, что у большей части населения он есть (вследствие вакцинации или перенесенного Covid-19), во-вторых — так как новый вариант легче обходит защиту антител и чаще заражает переболевших и привитых. «Усиление популяционного иммунитета усложняет сравнение тяжести предыдущих штаммов и «омикрона», независимо от того, измеряется ли он по коэффициенту летальности (case fatality ratio, CFR, доля умерших среди пациентов с подтвержденным диагнозом. — Прим. ред.) или коэффициенту смертности от инфекции (infection fatality ratio, IFR, доля умерших от общего числа инфицированных лиц. — Прим. ред.). И ожидается, что люди с приобретенным иммунитетом столкнутся с менее тяжелыми последствиями», — отметили исследователи.
Лишь в нескольких работах, продолжают Ханадж и Бхаттачарья, были предприняты попытки смоделировать тяжесть омикрон-штамма по сравнению с «дельтой» для тех, кто не имеет иммунитета: выяснилось, что новый вариант примерно на 75% чаще приводил к госпитализации человека, который не прививался и не болел Covid-19, — то есть «омикрон», «альфа» и SARS-CoV-2 так называемого дикого типа (штамм, попавший к нам изначально) имеют одинаковую «внутреннюю тяжесть». Значит, те, кто не приобрел иммунитет (или он в принципе слабый), все еще могут быть подвержены риску неблагоприятных последствий.
«Вирусы не становятся неизбежно менее вирулентными, эволюция просто отбирает тех, кто преуспевает в репликации. В случае с Covid-19, когда подавляющее большинство случаев передачи происходит до того, как болезнь станет серьезной, снижение тяжести может вообще не выбираться напрямую. Так, предыдущие варианты SARS-CoV-2 с повышенной трансмиссивностью (например, альфа- и дельта-штамм), по-видимому, более тяжелые, чем их непосредственные предки или ранее доминирующий вариант. Хотя снижение CFR, наблюдаемое в начале распространения «омикрона» в Южной Африке, лучше, чем альтернатива ей, большая часть наблюдаемой разницы связана с наличием иммунитета у инфицированных людей», — подытожили авторы работы.