Ученые ищут людей, которым посчастливилось избежать заражения коронавирусом

Международный консорциум исследователей продолжает поиски счастливчиков, которые подвергались воздействию Covid-19 (в идеале — жили в одной квартире и спали в одной кровати с зараженным), однако оказались неуязвимыми для вируса.

Пассажиры на одной из станций Московского метрополитена
Пассажиры на одной из станций Московского метрополитена / © РИА Новости, Антон Денисов

По подсчетам американского Университета Джонса Хопкинса, почти за два года с тех пор, как мир оказался во власти пандемии, коронавирусом заразились более 253 миллионов человек, 5,1 миллиона погибли. Мы знаем, что Covid-19 можно болеть бессимптомно и легко, но кто-то оказывается на ИВЛ и чудом спасается, у кого-то развиваются стойкие и тяжелые последствия, которые потребуют месяцев на восстановление, у кого-то признаки инфекции сохраняются на протяжении полугода, кто-то заражается повторно, а кто-то рождается с антителами к SARS-CoV-2, перенятыми от матери.

Хотя с 2020 года наше понимание коронавирусной инфекции в целом, несомненно, улучшилось, остается много белых пятен. Одно из них — врожденная устойчивость к SARS-CoV-2. Наверняка среди ваших родственников и знакомых есть те, кто, к счастью, не болел Covid-19 (не благодаря вакцинации, а в принципе). Если да, то людей именно с такой актуальной для нашего времени «сверхспособностью» разыскивает международная группа исследователей. В команду, в частности, вошли ученые из Фонда биомедицинских исследований Афинской академии (Греция), Университетов Рокфеллера в Нью-Йорке и Висконсина (США), Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия), Университетской больницы в Генте (Бельгия) и Университета Макгилла в Квебеке (Канада). Их стратегия изложена в недавней статье для журнала Nature Immunology.

Ученые надеются, что выявление и изучение генов резистентности к возбудителю Covid-19 помогут в разработке новых перспективных антивирусных препаратов, которые не только защитят от заражения, а еще предотвратят передачу. Но, по мнению членов команды, если генетическая устойчивость к SARS-CoV-2 существует, то встречается она в единичных случаях. Вопрос: как найти таких индивидуумов?

Для начала нужно сузить поиск до людей, которые подвергались воздействию Covid-19, но не подхватили вирус, результат теста не был положительным, а организм после этого не выработал антитела. Особенно интересуют люди, проживавших в одном доме/квартире с зараженным, ночевавших с ним в одной постели и никак не ограничивавших общение.

«Дискордантные пары — не редкость, однако нечасто встречаются партнеры, которые соответствуют этим критериям и регулярно проходят тестирование, — отметил Сунил Ахуджа, инфекционист из Научного центра здравоохранения при Техасском университете в Сан-Антонио (США). — Тот факт, что многие уже привились — а это может замаскировать любую генетическую устойчивость к вирусу, — еще больше ограничивает круг поисков». В планах — сравнить геномы людей, неподдающихся Covid-19, с теми, кто перенес инфекцию, и понять, в чем различие.

Согласно гипотезе, наиболее вероятно, что невосприимчивость к коронавирусной болезни можно объяснить отсутствием ангиотензинпревращающего фермента 2 (АСЕ2) — мембранного белка, выстилающего поверхность клеток и необходимого SARS-CoV-2 для проникновения в них. Также некоторые исследователи сообщали (работа не прошла рецензирование) о редкой мутации, которая, предположительно, снижает экспрессию ACE2 и, следовательно, риск заражения.

Набор участников стартовал: к концу октября набралось порядка 500 кандидатов, которые, как надеются специалисты, будут соответствовать всем критериям. Еще 600 человек — в том числе из России — впоследствии связались с учеными. Итоговая цель — сформировать выборку как минимум в тысячу человек.

Если вы считаете, что неуязвимы для Covid-19, информацию о том, как поучаствовать в исследовании, можно найти здесь (если кратко, то можно связаться с Щербиной Анной Юрьевной, заведующей отделением иммунологии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, или просто позвонить в Центр Рогачева).