Биологи показали, что популяции бактерий могут переживать сотни тысяч лет голодания

Бактериальные колонии пережили два с половиной года полной изоляции в отсутствие пищи, почти не сократившись: теоретически они могли бы сохраниться так и сотню тысяч лет.

©Peter Handke, Flickr

Бактериальные клетки известны способностью переживать самые экстремальные условия, включая те, что существуют на поверхности Марса и даже в открытом космосе. Но еще более поразительную устойчивость демонстрируют бактериальные популяции. На это указывают эксперименты, проведенные учеными из Университета Индианы, о которых они рассказывают в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Уильям Шумейкер (William Shoemaker) и его коллеги отобрали 100 популяций бактерий, представляющих 21 разный таксон гетеротрофов — то есть организмов, которые нуждаются в поступлении органических веществ как в источнике пищи и энергии. Их поместили в полную изоляцию на 1000 дней — больше двух с половиной лет, — после чего рассмотрели, что произошло с микробами. Численность всех популяций снизилась, но в основном это происходило в первое время после начала экстремальной голодовки. Тем не менее все они выжили, и к концу 1000-дневного срока численность многих стабилизировалась, практически прекратив снижаться.

Экстраполяция, которую проделали авторы работы, показывает, что теоретически эти популяции могли бы сохраниться и спустя 100 тысяч лет подобной изоляции. Это особенно впечатляет, если вспомнить о краткости жизненного цикла бактерий, которым достаточно нескольких часов для смены поколений. Кроме того, опыт лишний раз указывает на возможность «возвращения к жизни» микробов, которые тысячи лет пролежали в мерзлоте.

Из-за голодания в эксперименте некоторые клетки резко понизили активность метаболических процессов, другие вовсе образовали инертные споры — форму, которая позволяет им сохраняться в самых неблагоприятных условиях. Однако главным секретом выживания ученые считают каннибализм. Часть популяции, погибшая в первые часы и дни после начала долгой голодовки, образовала «некромассу» органики, которой понемногу могли питаться выжившие, пока численность и энергетический баланс всей популяции не стабилизировались.