Для первого, пилотного нейрофизиологического исследования пранаямы мы выбрали комплексную технику, которую для краткости мы решили обозначить как «прана-дхарану». «Прана-дхарана» особенно интересна тем, что объединяет в себе наиболее мощные составляющие йогической практики «крия-йога линии Лахири Махасаи», включающей в себя техники, описанные в классическом трактате 15 века «Хатха Йога Прадипика» Свами Сватмарамы, в 3 и 4 главах.
Это практика пранаям, бандх и мудр, которую невозможно освоить по книгам, в силу специфичности контекста и лаконичности текста. Практика сохранилась до наших дней, передаваясь только через личное посвящение в линии учителей, идущей от Лахири Махасаи. Родоначальником этой традиции считается сиддха-йогин Бабаджи, обучавший самого Лахири Махасаи.
Техники управления вниманием в крия-йоге отличаются от техник, применяемых в большинстве современных школ хатха-йоги. В силу своей нетривиальности, практика требует достаточно длительной подготовки и освоения ряда предварительных ступеней. Освоив все основные элементы, мы получаем мощную комплексную технику, состоящую из комбинаций мудр, бандх, дришти, мантр и ротации внимания, применяемых на фоне достаточно длительных кумбхак (задержек дыхания). В силу того что при передаче практики ученик в числе прочих обетов берет обет неразглашения (передавать эти техники может только Гуру, получивший право передачи от своего Гуру), в тексте опущены все технические детали и тонкости, но, тем не менее, отражена её суть.
Само исследование интересно тем, что в нем мы можем увидеть нейрофизиологические эффекты не отдельных, вырванных из контекста техник, а результат практики целого комплекса упражнений традиционной хатха-йоги на стыке с раджа-йогой.
Что именно мы исследовали:
- активность разных отделов мозга при выполнении техник прана-дхараны.
Что мы узнали:
- особенности воздействия пранаям с ритмической ротацией внимания на межполушарную асимметрию;
- как при этом изменяется активность мозга в разных его отделах;
- как одна и та же техника управления вниманием работает в разных условиях – без гипоксии и с гипоксией.
Дорогие друзья! Результаты этого по-своему уникального исследования оказались очень интересными. Но для того, чтобы их можно было обобщить и проанализировать подробнее, мы планируем исследовать группу из десяти опытных практикующих – наиболее продвинутых практиков сложных пранаям крия-йоги. Мы проведём комплексные психофизиологические измерения эффектов практики, проанализируем полученные результаты и оформим их в доступном для чтения виде. Для группового исследования нам требуется ваша финансовая поддержка – донейшн пойдет на оплату аппаратного обеспечения и работу специалистов. Мы с благодарностью примем свободное пожертвование от тех, кому действительно интересен серьёзный, системный подход к изучению огромного наследия традиционных техник йоги. Результаты группового исследования будут опубликованы и, вероятнее всего, будет сделан доклад на эту интересную и малоизученную тему.
Цели и задачи группового исследования:
— выделить универсальные эффекты выполняемой техники пранаямы на работу мозга испытуемых;
— выяснить специфику воздействия этой йогической техники на людей с разными типами полушарного доминирования;
— исследовать возможности и перспективы осознанного управления ритмикой головного мозга;
— проверить, насколько существенны отличия в работе мозга при выполнении ритмичного дыхания без гипоксии и с гипоксией;
— выяснить, как сбалансирована работа обоих полушарий после гипоксических техник дыхания;
— посмотреть, как можно использовать техники дыхания с гипоксическими циклами для улучшения функционирования работы мозга и оценить правильность выполнения методики;
— выделить основные психологические эффекты практики, сопоставить их с физиологией.
Часть 1
Откуда растет интерес
Прежде чем перейти к подробному описанию исследования, необходимо объяснить, почему оно нас так заинтересовало, и подробнее описать особенности техники «прана-дхарана».
Основная трудность интерпретации йогического опыта, а именно тех состояний сознания, к которым стремится практикующий йогин, в том, что современный «цивилизованный» практик вписывает эти состояния в свою личную систему координат, а она в подавляющем большинстве случаев далека от традиционной. Разумеется, на ум современного любителя древних психотехник неизбежно накладывает отпечаток культурная среда и свойственный ей язык мышления. Поэтому, чем глубже будет погружение в культуру и язык мышления традиции, тем больше вероятность правильно понять и, соответственно, принять её ценности, благополучно вписав их в свой жизненный контекст.
Традиционная система координат представляет собой своеобразную «карту сознания», необходимую для интерпретации практического опыта в соответствии с ценностями и целеполаганием. Такая система построения взаимосвязей существует в любой серьезной традиции – без качественной обратной связи невозможна передача знаний. По мере того как накопленный и осмысленный практический опыт становится знанием, формируется и новый для адепта язык мышления. До той поры, ученик может просто не замечать, как меняется его ум или не знать «что делать» с состояниями ума возникающими в процессе практики. Иначе говоря на разных этапах неизбежны заблуждения и ошибки интерпретации, свойственные несовершенному уму практикующего.
Главной трудностью интерпретации является субъективность переживаемых состояний. Даже при наличии общей системы координат нет стопроцентной уверенности в «совпадении результатов» разных людей, выполняющих одни и те же техники. Одинаковая терминология не гарантирует одинаковых состояний, в одни и те же слова каждый вкладывает своё – специфическое субъективно переживаемое. Разумеется, спектр переживаемых состояний ограничен, с одной стороны, точностью выполнения техники, с другой – тем, что «правильные» состояния имеют свои характерные признаки. Например, пратьяхара характеризуется прекращением восприятия внешних объектов с помощью органов чувств, дхарана – фокусировкой ума только на избранном объекте, дхьяна – «растворением» ума в объекте и т. д.
Но только развитая способность к распознаванию текущего состояния ума, невозмутимое наблюдение за его «деятельностью», ограничивает выход в свободный и неотрефлексированный полет фантазии.
Имеются так же и косвенные признаки «правильного внутреннего состояния» – поведение человека в «обычной жизни». Особенно в ситуациях нетривиальных, непривычных, стрессовых.
По совокупности всех этих признаков можно судить об эффективности практики, опять же субъективно. Тогда как технически точная калибровка и объективное сравнение результатов у разных людей попросту невозможны в рамках традиционной системы координат. Поэтому невозможно и объективное, непредвзятое их исследование. Традиция к этому и не стремится. Для традиции вполне достаточно мнения духовного наставника, авторитет которого неоспорим, со ссылкой на тексты-первоисточники. Если дело все-таки доходит до «проверки», единственным очевидным критерием приближения к реализации является демонстрация сверхспособностей (сиддхи). Однако реализованные йогины по каким-то своим соображениям совсем не спешат предать свои сиддхи широкой огласке, поэтому руководствоваться этим критерием мы не можем – до той поры, пока сами не дорастем до соответствующего уровня.
Кроме того, возникают и побочные вопросы. В каких условиях можно адекватно «переводить» из одной знаковой системы в другую? В данном случае – проводить параллели между традиционными представлениями о том, как работает техника, и нейрофизиологическими показателями. Очевидно, что самодостаточную систему невозможно правильно понять, изучая её только «снаружи» – почитывая священные тексты и душевно беседуя с учителем. Невозможно – без проживания характерных состояний ума и наличия соответствующей калибровки этих состояний. Но чем глубже погружение ума в новую систему координат, тем больше меняется тип мышления и утрачивается позиция стороннего наблюдателя, которой так дорожит научная парадигма.
Возможно, этот своеобразный барьер между разными культурами и типами мышления в какой-то степени становится преодолим благодаря тому, что в индийской традиции появляется все больше людей, пришедших в йогу из западной культуры.
Часть 2
Особенности пранаям, выбранных для исследования
На данный момент мировым йога-сообществом накоплен достаточно объемный материал по физиологии дыхательных техник хатха-йоги. По сравнению с тем, что было 15-20 лет назад, это просто море информации, благодаря чему становятся очевидными многие аспекты и алгоритмы построения практики на начальном этапе.
При всем многообразии, крайне мало исследований в области нейрофизиологии пранаямы. Для сравнения достаточно поискать такие исследования в сети… и не найти. То, что можно найти – это, по большей части, исследования влияния шаткарм, бандх, дыхательных вьяям и базовых пранаям на различные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и т.д.). Также можно найти исследования нейрофизиологии «медитативных» техник йоги и буддизма. Но совсем нет исследований пранаям в сочетании с техниками управления вниманием и состоянием ума.
Такая ситуация сложилась по нескольким причинам.
1) Основная масса практикующих хатха-йогу занимается прикладными аспектами пранаямы – оздоровительными, терапевтическими, спортивными. Пранаяму как систему техник тренировки и управления вниманием практикует сравнительно мало людей, а регулярно, как садхану – еще меньше.
2) Техники пранаямы в совокупности с дхараной, подводящие к дхьяне, гораздо реже встречаются в популярной литературе. Точнее, в большинстве книг они только упоминаются, в качестве отдаленной от жизни перспективы. Там, где их описание присутствует, нет четкой системы, по которой можно было бы самостоятельно заниматься. Это связано со спецификой устной передачи информации в индийской традиции, где для качественной коммуникации необходим личный контакт с учителем, а ученик проводится, прежде всего, через состояния ума. Техники – только средство для достижения этих состояний. Не менее важен и язык мышления, который в процессе обучения постепенно осваивает ученик и который становится для него «своим» далеко не сразу, но по мере сопоставления личного практического опыта с «эталонами», описанным в текстах. В процессе неизбежно возникают вопросы. Ответы на эти вопросы можно получить на даршане (общении с учителем) при условии, что вопрос будет задан правильно, потому что регулярная практика не отменяет саморефлексии.
Иначе говоря, техники прана-дхараны требуют больше временных ресурсов, предварительной подготовки, соответствующей мотивации и самоотдачи.
О термине прана-дхарана
К пранаяме часто (и ошибочно) относят техники подготовительного этапа – специализированные упражнения для развития дыхательных мышц, улучшения кровоснабжения органов и тканей, стимуляции функций органов ЖКТ, очистительные и тонизирующие крии для дыхательной и пищеварительной систем, терапевтические приемы для профилактики или лечения конкретных заболеваний. Все это относится к шаткармам и прана-вьяямам. Однако большинство этих техник с некоторыми оговорками тоже могут быть частью пранаямы – в том случае, когда они используются для развития способности управления вниманием.
Термином прана обозначается универсальная жизненная сила, или энергия жизнеспособности, а термином дхарана – процесс сосредоточения, «собирания» внимания. Дхарана – это процесс перехода от инертного, рассеянного или блуждающего состояния ума (состояния непроизвольного внимания) к однонаправленному состоянию – экаграта (произвольному вниманию), которым можно управлять.
Особенности техники
В основе этой техники – ритмическая ротация внимания:
— движение внимания строго привязано к ритму дыхания, к его пропорциям и опорным точкам внутри тела;
— одновременно с этим используется аудиализация – мысленная рецитация биджа-мантры в опорных точках;
— количество повторений биджа-мантры определяется пропорцией вдоха, выдоха и задержки;
— глаза фиксируются в дришти.
Таким образом осуществляется сенсорная депривация (ограничение поступления внешних сигналов в мозг), все основные органы чувств устраняются от внешних объектов и внимание направляется исключительно на внутренние объекты и процессы:
— ощущения в теле, возникающие в процессе контроля различных параметров дыхания (работа дыхательных мышц, манипуляции с бандхами, управление вегетативным тонусом);
— подсчет пропорций дыхания и количества дыхательных циклов (мысленный счет);
— опорные точки внутри тела (произвольная ротация внимания);
— мысленное повторение биджа-мантры (аудиализация);
— дришти – особое положение глаз, когда глаза достаточно неподвижны и расфокусированы, что, по идее, должно влиять на отделы коры, связанные с обработкой визуальной информации.
Наличие специфической работы с вниманием – основной признак, по которому можно определить, является дыхательная техника пранаямой или нет.
Важно отметить главную особенность этой психотехники – в процессе сосредоточения задействован не один объект, а сразу несколько. Таким образом ограничивается поступление внешней информации в трех основных модальностях: зрительной, слуховой, тактильной. Практикующий удерживает и фокусирует внимание на всем процессе одновременно, а не на отдельных его деталях.
Поскольку все это происходит на фоне выполнения кумбхак (задержек дыхания) и сопровождается умеренной гипоксией тканей, такая тренировка имеет и физиологические особенности.
Гипоксия нагрузки
Термин «гипоксия» в медицине связан, в первую очередь, с повреждением тканей и поэтому в большинстве случаев имеет негативное значение, как что-то нежелательное. Гипоксия тканей, при которой организм не может нормально функционировать, возникает и развивается по следующим причинам:
— большие кровопотери (меньше крови – меньше кислорода в тканях);
— критически низкое содержание гемоглобина в крови;
— разреженный воздух (в горах на высоте 2500 метров и более; в нем кислород хуже отдается из легких в кровь, возникает его дефицит (горная гипоксия));
— поражение органов дыхания и заболевания дыхательной системы – астма, бронхит, плеврит, воспаление легких, туберкулез (хроническая гипоксия);
— местная гипоксия тканей, которая может развиваться по причине хронических мышечных спазмов, местного отёка и ухудшения капиллярного кровотока — факторов ограничивающих поступления кислорода (при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата)
Почему задержки дыхания в пранаяме относятся к гипоксиии нагрузки
Важно понять, что механизмы гипоксии, так или иначе приводящие к повреждению тканей, бывают разные, поэтому и влиять на развитие гипоксии можно по-разному. В случае практики пранаямы, при выполнении кумбхаки (произвольной задержки дыхания), можно не только влиять на развитие гипоксии, но и произвольно регулировать её уровень.
Известно, что наиболее чувствительна к дефициту кислорода нервная ткань, поэтому на подходах к пранаяме, в числе прочих, обязательно осваиваются техники оптимизации мозгового кровообращения. Кроме того, существуют естественные механизмы адаптации, благодаря которым кровоснабжение мозга при умеренной гипоксии не ухудшается, а улучшается, а при развитии острой гипоксии – мозговое кровообращение страдает в последнюю очередь. Поэтому при отсутствии прямых противопоказаний, соблюдении правил травмобезопасности и правильно поставленной технике практика задержек дыхания, характерная для пранаямы, не только безопасна, но и полезна для здоровья. Правильно подобранная «доза» гипоксии стимулирует анаэробные процессы в тканях, улучшает капиллярное кровоснабжение, а ментальная составляющая упражнений развивает способность к произвольному переключению внимания и психическому расслаблению в условиях стресса.
Механизмы адаптации
При гипоксии нагрузки наблюдаются характерные признаки краткосрочной и долгосрочной адаптации.
Краткосрочная адаптация
Если сессия задержек достаточно продолжительная, более 15-20 минут, можно наблюдать несколько этапов адаптации (они же могут служить показателями степени гипоксии).
1. Снижение частоты сердечных сокращений
У опытных практиков на пике задержки дыхания ЧСС может падать до 35-40 ударов в минуту. Чем дольше задержка, тем более ярко выражен этот эффект, причем ударный объем (количество крови, которое сердце прокачивает за одно сокращение) возрастает и нормальный кровоток сохраняется.
2. Расширение мелких капилляров
В результате задержек в крови существенно повышается уровень углекислого газа (СО2), а уровень кислорода снижается, поскольку при накоплении СО2 мелкие капилляры расширяются, кислород лучше поступает в ткани из кровяного русла. На данном этапе температура тела может немного повышаться, может появляться легкая испарина.
3. Централизация кровообращения
Если задержка достаточно длительная и в процессе её повторения сохраняется пониженный уровень кислорода в крови, происходит перестройка кровообращения, периферические сосуды сужаются, а жизненно важные органы – мозг, сердце, легкие – получают больше крови.
4. Понижение температуры тела
Это признак перестройки кровотока и наличия гипоксии в тканях в силу уменьшения периферического кровоснабжения.
Долгосрочная адаптация
1. Увеличение объема и жизненной ёмкости легких вследствие систематической тренировки дыхательной мускулатуры, разрастания капиллярной сети легких и оптимизации работы дыхательного аппарата в целом.
2. Разрастание митохондрий в клетках и повышение мощности работы окислительных ферментов вследствие регулярной дозированной гипоксии.
3. Адаптация дыхательного центра (понижается порог чувствительности дыхательного центра к накоплению в крови СО2, возрастает продолжительность «зоны комфорта» на задержке дыхания).
4. Как следствие, увеличивается время задержек и уменьшается ощущение дискомфорта.
Часть 3
Технический отчет
Оборудование
В нашем исследовании использовалось психофизиологическое оборудование Электроэнцефалограф «Энцефалан-ЭЭГР-19/26» (производитель – Россия). Анализ динамики ритмов головного мозга позволяет оценить индивидуальные особенности функционального состояния, определить доминирование определенного ритма мозга, профиль латеральной организации полушарий, динамику показателей вегетативной нервной системы (работа сердца, дыхания, мышечного тонуса и кровенаполнения периферических сосудов).
Пульсоксиметр марки ChoiceMMed MD300М.
Последовательность
Кроме того, попутно мы измеряли периферический капиллярный кровоток, и максимальное расширение капилляров ближе к концу сессии увеличилось почти в 4 раза. Другими словами, наблюдалось измерение тонуса кровенаполнения сосудов (амплитуда систолической волны).
Перед замерами и после них проводились когнитивные пробы – необходимо было отсчитывать тройками вслух от 100 до одного (в обратном порядке) в течение 1 минуты.
Анализ результатов проведенного ЭЭГ исследования с применением гипоксии Баранова Михаила.
1) В исходном состоянии
Наблюдалось доминирование альфа-ритма, равномерно распределенное от задних зон мозга к передним. Важно отметить, что показатель альфа-ритма у большинства людей наблюдается только в задних отведениях, то есть в данном случае исходное состояние уже отличалось от «обычного».
Наряду с этим, наблюдалась слабая активность бета-ритма (активного сознания), но низкие частоты дельта-тета отсутствовали, то есть не было медитативного погружения.
2) В когнитивной пробе
Наблюдалось явное преобладание правого полушария, по сравнению с исходным состоянием. Тета-ритм повысился, а также стал проявляться дельта-ритм, что не наблюдалось в исходном состоянии.
Другими словами, в начале решения когнитивной задачи произошло временное включение активности коры (мобилизация организма), а затем быстрая адаптация и вхождение в свой внутренний ритм. Дальнейшее решение когнитивной задачи происходило автоматически, без активного включения сознания.
Интересно отметить, что уже здесь стало проявляться чередование в одинаковом ритме двух состояний работы головного мозга:
1) бета-ритма, вызванного необходимостью активного включения для переработки информации,
2) тета- и дельта-ритмы, в состоянии глубокой медитации.
Рис. 1. Сравнение исходного фона с закрытыми глазами и когнитивной пробы.
3. Техника ритмичного дыхания без гипоксии
Данная техника вызывала у обследуемого ярко и четко выраженный альфа-ритм с доминированием правого полушария, без активного включения в деятельность. Активность остальных ритмов мозга снизилась.
4. Техника ритмичного дыхания с гипоксией
В начале гипоксии наблюдалось преобладание альфа-ритма в правом полушарии, свидетельствующее о втягивании в деятельность. А затем при переходе от одного дыхательного цикла к другому включались в работу попеременно оба полушария с нарастанием произвольного внимания. Важно отметить, что мозг работал, как «качели», и наблюдалось произвольное управление этими ритмичными переключениями между полушариями за счет циклов с задержками дыхания (такое явление очень необычно и, возможно, уникально).
Во время гипоксии балансируется работа полушарий. Включение произвольного внимания нарастает от цикла к циклу в сочетании с глубоким медитативным состоянием.
Таким образом, во время техники ритмичного дыхания с гипоксией наблюдается три этапа, которые чередуются:
Рис. 2. Сравнение перехода из альфа- и немного бета-состояния в дельта-альфа с мобилизацией и увеличением мощностей всех ритмов головного мозга.
После гипоксии, при обычном дыхании
Наблюдается сохранение наработанного состояния как при гипоксии, что выражается в увеличении выраженности альфа-ритма, с явной правополушарной асимметрией.
Рис. 3. Сравнение фаз естественного дыхания после гипоксии.
Сравнение стадии с гипоксией и фонового состояния с закрытыми глазами
В исходном состоянии наблюдался низкий уровень активации головного мозга, со сниженным вниманием и мыслительными процессами (бета-ритм). При гипоксии усиливается правополушарная асимметрия с преобладанием альфа-ритма (10–13 Гц) – как готовность включиться в любую деятельность.
Рис. 4. Сравнение – фон с закрытыми глазами и предпоследний цикл с гипоксией.
Итоговое состояние
Сохраняется наработанное измененное состояние сознания, помимо явного преобладания правого полушария включилось и левое, с активацией альфа-ритма. Другими словами, работа полушарий остается сбалансированной.
Рис. 5. Сравнение исходного фона с закрытыми глазами и естественного дыхания после гипоксии.
Выводы:
Автор благодарит за помощь и активное участие в проекте Валентину Цветкову (преподавателя центра Йога108).
Сайт Михаила Баранова: mahaihos.com
Сайт проекта neuroyogalab.ru