Нади в йоге (энергетические каналы)

Существует несколько вариантов перевода слова «нади»,
происходящего от санскритского корня «nad»: это трубка, канал, и в
то же время звук, вибрация, движение. В йоге существует понятие
системы, образованной множеством каналов, по которым течет прана –
жизненная энергия. Деятельность тонких тел и взаимодействие их
структур осуществляется посредством данных каналов нади. Аналогично
в физическом теле по сосудам циркулирует кровь и лимфа, обеспечивая
все органы и ткани кислородом и необходимыми веществами и выводя
продукты обмена. В йоге считается, что эфирная структура с ее
системой каналов первична по отношению к физическому телу и
одновременно связана с ним. Нарушение движения праны по каналам со
временем приводит к проблемам со здоровьем.
ОСНОВНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ
Эфирная структура включает множество нади, пронизывающих
тонкое тело. В разных древних санскритских трактатах описаны
десятки и сотни тысяч каналов. К примеру, Шива-самхита называет 350
тысяч проводников эфирной энергии. Но основных каналов всего три:
сушумна, пингала, ида. Каждый из них имеет определенное
местоположение и выполняет особые функции. От иды, пингалы и
сушумны берут начало остальные каналы.
Сушумна означает «солнечный луч» – центральный поток,
исходящий из точки, соответствующей основанию позвоночника –
муладхаре. Его окончание соотносится с брахмарандрой (чакра,
энергетический центр, расположенный над макушкой) и проецирующийся
через макушку головы во Вселенную, от Вселенной обратно. Внутри
сушумны вложены три тончайших потока: Ваджра-нади, Читрини-нади,
Брахма-нади. Все три потока обладают разной природой: солнечной,
лунной и чистого сознания. Целью йогической практики является
пробуждение энергии, расположенной в копчике (на санскрите –
Кундалини, а также известны ее другие названия: тумо, сила земли) и
продвижение энергии к брахмарандре. Тогда достигается состояние
самадхи (ощущение единения со всем мирозданием). Продвигаясь вверх,
Кундалини пронизывает чакры, наполняя их жизненной силой. Также в
йоге считается, что йогин, пробудивший кундалини, поднявший энергию
через тело и через брахмарандру – отверстие Брахмана, достигает
силу, бессмертия своего сознания.
Ида и пингала начинаются от муладхара-чакры, слева и справа от
копчика. Закручиваясь по спирали вокруг сушумны, они соединяются с
ней в чакрах и сливаются все вместе в аджне. Одной из целей
духовной практики является уравновешивание энергий лунного и
солнечного потоков, подразумевающее ослабление чувства
двойственности.
Ида – левый канал, оканчивающийся в правой ноздре. Поток имеет
лунную женскую природу и определяет силу ума (манас). Иде
свойственна функция очищения и насыщения тела животворной праной. В
периоды активности потока рекомендуется практика созерцания. Ида
ответственна за левую сторону тела и парасимпатический отдел
нервной системы.
Пингала – правая нади, наполненная активной солнечной энергией
(прана-шакти). Она обладает свойствами движения и творения. Эта
энергия считается грубой, мужской, придающей телу активность.
Пингала так же несет функцию очищения, но такое очищение огненное,
разрушающее. Правый поток завершается в левой ноздре. Под его
управлением находится правая сторона тела и симпатические нервные
структуры.
Предлагаем рассмотреть дыхательные практики для
уравновешивания каналов:
Пранаяма
Нади шодхана
Сурья
Бхедана Пранаяма

Анулома-вилома пранаяма
НАРУШЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НАДИ И АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНИКИ
Дисбаланс между основными потоками, чрезмерная активность или
замедление циркуляции эфирной энергии в отдельных каналах,
сохраняющиеся длительное время, приводят к болезням физического
тела. В аюрведе это описывается как дисбаланс дош: питы, ваты,
капхи – трех видов жизненной энергии, ответственных за работу тела,
чувств и ума. Болезнь сопровождается накоплением токсинов –
амы.

Аюрведа предлагает две техники лечения болезней: шаману
(смягчение симптомов) и шодхану (устранение причины). Основной
методикой шодханы является панчакарма, включающая пять базисных
процедур для выведения из организма токсинов. Панчакарма использует
природные движения дош для удаления амы. Лечение проводят в три
этапа. Вначале организм подготавливают к очистительным процедурам.
Используют техники промасливания, прогревания, массажа. Основной
этап включает 5 процедур: очистительную рвоту (ваману), введение
лекарственных веществ в нос для очищения головы (насью), чистку
кишечника (виречану и басти), лечебное кровопускание
(рактамокшану). Окончательной целью техники является восстановление
равновесия в организме. На ее достижение направлен третий
заключительный этап панчакармы, включающий диету и определенный
образ жизни.

Источник